Отечественной культурологии, как бы ее ни определять — в качестве локальной социальной или гуманитарной научной дисциплины, научнообразовательного направления или междисциплинарной научной парадигмы, интеллектуального движения или как-то еще — уже исполнилось более двадцати лет (в институцианализированном виде, оформленном легализацией этой области знания по линии министерств культуры и образования) или примерно пятьдесят лет (если отсчитывать от первых культурологических публикаций Э.С. Маркаряна [1; 2]).
Поразительно, но культурологи еще далеки от единства даже в определении того, что такое сама культурология, как явление, как особое знание, и каковы социальные функции этого знания1 . Такого ведь не скажешь об исторической науке, о социологии, о лингвистике или, тем более, о любой естественной науке. Здесь уровень коллегиального сплочения и конвенциональности профессионального сознания достаточно высок. А культурология все еще пребывает в состоянии аморфного «непонятно чего», построенного на множественных и не всегда системных попытках объединения эмпирических знаний, заимствованных из смежных гуманитарных и общественных наук, с еще нечетко определенным объектно-предметным полем (если не воспринимать серьезно советский идеологический атавизм «духовная культура»2 ), но уже, слава Богу, с более или менее определившимся проблемным полем научного поиска. О нем конкретнее мы поговорим чуть ниже, а начнем с определения основных объектов культурологии.
Культурология выделяется в существующем спектре научных направлений в первую очередь тем, что она исследует одновременно несколько объектов, каждый из которых столь масштабен, что его помимо культурологии изучают и другие специальные науки. В ряду таких основных объектов культурологического познания можно перечислить:
• Во-первых, это собственно культура (ее можно назвать «культура-длясебя»), выраженная в конкретных исторических и современных формах — материальных, идеальных, социальных, художественных и пр. Изучая этот объект, культурология взаимодействует и соперничает с искусствознанием (художественные формы), филологией и литературоведением (письменные формы), лингвистикой (формы языка), религиоведением (религиозные формы), археологией (формы вещевой, предметно-материальной культуры), полевой этнографией (формы обычаев) и др. Это направление культурологии, сосредоточенное на изучении культуры как объекта, я предпочитаю называть культуроведением, специально выделяя его среди прочих, поскольку оно заметно отличается своей нацеленностью не столько на измерение параметров и анализ культуры как деятельности, сколько на описание и атрибуцию ее достижений (произведений), являясь, тем самым, наиболее гуманитарным среди всех направлений культурологии.