Для уменьшения трения и изнашивания проводятся значительные трибологические исследования, разработки и испытания пар трения. Используются дорогостоящие масла и высокотехнологичные присадки. Но технологии совершенствования пар трения и смазок свои возможности исчерпали, и они нецелесообразны по экономическим причинам. В то же время физические методы воздействия на смазки позволяют малозатратно и без изменения конструкции машин и оборудования заметно совершенствовать триботехнику пар трения, но используются неоправданно мало. Лабораторные исследования проведены на трибометре TRB-S-DE со стальной трибопарой «палец —диск» в масле М-10Г2К в режиме ступенчатого нагружения и при постоянной скорости скольжения 100 см/с с электрическим воздействием на масло разными уровнями и формами напряжения через медный, алюминиевый, оловянный, цинковый, графитовый, стальной электроды с контролем коэффициента трения, показателя изнашивания. Эксплуатационные испытания проведены на 29 легковых автомобилях при подаче на детали в моторных и трансмиссионных маслах постоянного напряжения 12 и 48 В с контролем расхода топлива. Все исследования подтвердили эффективность улучшения триботехнических свойств сопряжений малозатратным электрическим воздействием на моторные и трансмиссионные масла. Так, в лабораторных испытаниях подача напряжения постоянного тока 12 и 33 В на электроды из меди, алюминия, цинка, олова, железа, графита, омываемые маслом, значительно уменьшила трение и изнашивание при малых нагрузках, меньше — при средних и без эффекта в номинальном режиме. В испытаниях автомобилей подача напряжения постоянного тока 12 и 48 В даже на стальные детали в масле двигателей экономила не менее 3 % топлива, а с воздействием и на масла в трансмиссии — в среднем 12 %. В целом нами выявлена целесообразность использования максимально высокого и только постоянного по форме напряжения для воздействия на масла через электроды из мягких металлов. Однако нужно провести испытания и с электродами из магниевых сплавов. Не решена задача ввода электродов в поток моторных масел, что повысит эффективность воздействия на триботехнику узлов трения.