Проблема уплотнения почвы под воздействием сельскохозяйственной техники приобретает все большую актуальность в современном аграрном производстве. Интенсификация сельского хозяйства сопровождается увеличением массы машинно-тракторных агрегатов (МТА) и частоты их прохода по полям, что приводит к существенному изменению физико-механических свойств почвы [1]. Многочисленные исследования показывают, что переуплотнение почвы вызывает нарушение ее структуры, ухудшение водно-воздушного режима, снижение биологической активности и, как следствие, уменьшение урожайности сельскохозяйственных культур на 15–30 % и более [1].
Важным фактором уплотнения является движитель сельскохозяйственной техники, колесные или гусеничные системы. Конструктивные особенности этих движителей в значительной степени определяют характер и интенсивность воздействия на почву.
Целью данного исследования является анализ влияния конструктивных особенностей колесных и гусеничных движителей на процессы уплотнения почвы в аграрных условиях и разработка рекомендаций по оптимизации их параметров для минимизации негативного воздействия на почву.
Методы исследования — анализ научно-технической литературы, статей, учебных пособий и монографий.
Колесные движители являются наиболее распространенным типом ходовых систем сельскохозяйственной техники. Их влияние на уплотнение почвы во многом определяется конструктивными особенностями [2, 3].
Плотность почвы является наиболее важной характеристикой, определяющей ее агрономические свойства. Движители трактора, воздействуя на почву, уплотняют ее и ухудшают структуру, состав, пористость и объемную массу. Удельное давление колесных движителей на почву является ключевым показателем их уплотняющего воздействия. Чем ниже удельное давление, тем меньше уплотнение почвы. В этой связи особый интерес представляют конструктивные решения, направленные на снижение удельного давления колесных движителей на почву [4, 5].
Для снижения уплотняющего воздействия колесных движителей на почву применяются различные конструктивные решения. Одним из наиболее эффективных является установка сдвоенных шин с пониженным давлением воздуха. Другое эффективное решение — применение шин с радиальным кордом, обеспечивающих большую площадь контакта с почвой по сравнению с шинами диагональной конструкции. Также практикуется использование широкопрофильных шин и шин сверхнизкого давления [6].