По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.114.2 DOI:10.33920/sel-10-2506-03

Влияние конструктивных особенностей движителей на уплотнение почвы в аграрных условиях

Набижонов И. Г. студент 2-го курса магистратуры, Институт механики и энергетики им. В. П. Горячкина, ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА им. К. А. Тимирязева

Уплотнение почвы под воздействием сельскохозяйственной техники представляет серьезную агроэкологическую проблему, приводящую к снижению урожайности культур на 15–30 %. Конструктивные параметры движителей (колесных и гусеничных) оказывают решающее влияние на интенсивность уплотнения почвогрунта. В статье проанализированы механизмы уплотнения почвы, особенности конструкций различных типов движителей и их воздействие на почву, а также представлена авторская классификация движителей по степени уплотняющего воздействия.

Литература:

1. Современная агроинженерия / В. И. Трухачев, О. Н. Дидманидзе, М. Н. Ерохин и др. — М.: Мегаполис, 2022. — 413 с. ISBN 978-5-6049928-2-1.

2. Исследование причин и способов снижения буксования колес трактора / Р. С. Федоткин, В. А. Крючков, Д. М. Дудин, Н. И. Дегтярев // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2025. — № 1. — С. 12–17. DOI: 10.33920/sel-102501-02.

3. Кузьмин В. А. Искусственная нейронная сеть для обоснования параметров ходовых систем тракторов / В.А. Кузьмин, Р.С. Федоткин, В.А. Крючков // Сельскохозяйственные машины и технологии. — 2017. — № 4. — С. 24–30. DOI: 10.22314/207375992017.4.2430.

4. Problems and Prospects of Agricultural Tractors with Hybrid and Electric Drivetrain Creating / O.N. Didmanidze, E.P. Parlyuk, R. S. Fedotkin et al. // Intelligent Technologies and Electronic Devices in Vehicle and Road Transport Complex (TIRVED), Moscow, 10–11 ноября 2022 г. — Moscow: IEEE, 2022. — P. 22336029. DOI: 10.1109/ TIRVED56496.2022.9965504.

5. Operational tests of a smallsized farm multi-purpose vehicle / O. Didmanidze, R. Fedotkin, V. Kryuchkov et al. // E3S Web of Conferences. — 2024. — Vol. 583. — P. 08023. DOI: 10.1051/e3sconf/202458308023. EDN XHCXBU.

6. Дудин Д. М. Разработка автоматизированной системы адаптации колесного движителя автомобилей и тракторов к почвенно-климатическим условиям / Д. М. Дудин // Сборник трудов, приуроченных к 76-й Всероссийской студенческой научно-практической конференции, посвященной 155-летию со дня рождения В. П. Горячкина, Москва, 14–17 марта 2023 г. — М.: Мегаполис, 2023. — С. 20–23.

7. Оценка воздействий на почву трактора ВТ-150 с различными типами гусеничных движителей / В. Ю. Ревенко, Д. Г. Купрюнин, В. Д. Бейненсон и др. // Тракторы и сельхозмашины. — 2014. — № 9. — С. 30–33.

8. Сравнение основных показателей гусеничных движителей с.-х. тракторов / Д. Г. Купрюнин, Н. А. Щельцын, В. Д. Бейненсон и др. // Тракторы и сельхозмашины. — 2013. — № 9. — С. 16–20.

9. Пути повышения срока службы резиноармированных гусениц / В.Д. Бейненсон, Р. С. Федоткин, В. А. Крючков и др. // Каучук и резина. — 2015. — № 6. — С. 28–31.

10. Сравнение тяговых показателей и долговечности гусеничных движителей сельскохозяйственных тракторов / Н. А. Щельцын, В. Д. Бейненсон, Р. С. Федоткин и др. // Известия МГТУ МАМИ. — 2017. — № 4 (34). — С. 81–88.

11. Оценка возможности применения гибких филамеров для изготовления упруго-демпфирующих элементов системы подрессоривания и виброизоляции сельскохозяйственной техники / Р.С. Федоткин, В. А. Крючков, Д. М. Дудин, Н. И. Дегтярев // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2025. — № 2. — С. 25–30. DOI: 10.33920/sel-102502-04.

12. Стабилизатор тангенциальной устойчивости для тракторов тягового класса 1,4 / О. Н. Дидманидзе, Р. С. Федоткин, В. А. Крючков и др. // Чтения академика В. Н. Болтинского: Сборник статей научно-практической конференции, посвященный 90-летию Шарова Николая Михайловича, Москва, 23–24 октября 2024 г. — М.: Сам Полиграфист, 2024. — С. 13–20.

13. Modeling of the curvilinear motion of a vehicle with all steer wheels / O. Didmanidze, A. Lavrov, R. Fedotkin et al. // E3S Web of Conferences. — 2024. — Vol. 583. — P. 05013. DOI: 10.1051/e3sconf/202458305013.

14. Федоткина Д. С. Особенности применения беспилотного транспортного средства в логистике сельскохозяйственного производства / Д. С. Федоткина // Чтения академика В. Н. Болтинского: Сборник статей научно-практической конференции, посвященный 90-летию Шарова Николая Михайловича, Москва, 23–24 октября 2024 г. — М.: Сам Полиграфист, 2024. — С. 418–424.

15. Съемная гусеничная ходовая система ведущего моста сельскохозяйственного трактора класса 0,9 / О.Н. Дидманидзе, Р. С. Федоткин, В. А. Крючков, Н. И. Дегтярев // Аграрный научный журнал. — 2023. — № 12. — С. 142–148. DOI: 10.28983/asj. y2023i12pp142-148.

16. Лавров А. В. Технологический модуль для крестьянских фермерских хозяйств / А. В. Лавров, М. В. Сидоров, В. А. Воронин // Сельский механизатор. — 2021. — № 3. — С. 5.

17. Pokładowe mierniki-wskaźniki do monitorowania stanu technicznego ciągników energochłonnych / N. M. Kostomakhin, V.I. Tseiko, M. N. Kostomakhin et al. // Проблемы интенсификации животноводства с учетом охраны окружающей среды и производства альтернативных источников энергии, в том числе биогаза / Под науч. ред. Вацлава Романюка. — Варшава: Технолого-природоведческий институт, национальный исследовательский институт, 2021. — Vol. XXVII. — P. 71–82. EDN RRHYSN.

18. Костомахин М. Н. Программный комплекс для дистанционного контроля узлов и агрегатов / М. Н. Костомахин, Е. В. Пестряков // Сельскохозяйственные машины и технологии. — 2022. — Т. 16. — № 4. — С. 19–25. DOI: 10.22314/2073-7599-2022-16-4-19-25. EDN CLKZMK.

19. Дорохов А. С. Сбор информации о надежности сельскохозяйственных машин с использованием систем мониторинга с помощью контроля параметров технического состояния / А.С. Дорохов, М.Н. Костомахин, А.Н. Воронов // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2018. — № 8. — С. 53–61. EDN YAQTDN.

20. Костомахин М. Н. Точное земледелие расширяет свои границы / М. Н. Костомахин, Р. К. Курбанов, Н. Г. Кынев // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2018. — № 3. — С. 7–9. EDN YVXMHU.

Проблема уплотнения почвы под воздействием сельскохозяйственной техники приобретает все большую актуальность в современном аграрном производстве. Интенсификация сельского хозяйства сопровождается увеличением массы машинно-тракторных агрегатов (МТА) и частоты их прохода по полям, что приводит к существенному изменению физико-механических свойств почвы [1]. Многочисленные исследования показывают, что переуплотнение почвы вызывает нарушение ее структуры, ухудшение водно-воздушного режима, снижение биологической активности и, как следствие, уменьшение урожайности сельскохозяйственных культур на 15–30 % и более [1].

Важным фактором уплотнения является движитель сельскохозяйственной техники, колесные или гусеничные системы. Конструктивные особенности этих движителей в значительной степени определяют характер и интенсивность воздействия на почву.

Целью данного исследования является анализ влияния конструктивных особенностей колесных и гусеничных движителей на процессы уплотнения почвы в аграрных условиях и разработка рекомендаций по оптимизации их параметров для минимизации негативного воздействия на почву.

Методы исследования — анализ научно-технической литературы, статей, учебных пособий и монографий.

Колесные движители являются наиболее распространенным типом ходовых систем сельскохозяйственной техники. Их влияние на уплотнение почвы во многом определяется конструктивными особенностями [2, 3].

Плотность почвы является наиболее важной характеристикой, определяющей ее агрономические свойства. Движители трактора, воздействуя на почву, уплотняют ее и ухудшают структуру, состав, пористость и объемную массу. Удельное давление колесных движителей на почву является ключевым показателем их уплотняющего воздействия. Чем ниже удельное давление, тем меньше уплотнение почвы. В этой связи особый интерес представляют конструктивные решения, направленные на снижение удельного давления колесных движителей на почву [4, 5].

Для снижения уплотняющего воздействия колесных движителей на почву применяются различные конструктивные решения. Одним из наиболее эффективных является установка сдвоенных шин с пониженным давлением воздуха. Другое эффективное решение — применение шин с радиальным кордом, обеспечивающих большую площадь контакта с почвой по сравнению с шинами диагональной конструкции. Также практикуется использование широкопрофильных шин и шин сверхнизкого давления [6].

Для Цитирования:
Набижонов И. Г., Влияние конструктивных особенностей движителей на уплотнение почвы в аграрных условиях. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: