Целью исследования являлась оценка канцерогенного риска для здоровья населения промышленно развитого города, обусловленного вероятным присутствием канцерогенов в атмосферном воздухе. В качестве исходных данных использованы результаты лабораторного контроля содержания канцерогенов в атмосферном воздухе города Воронежа за 2017–2020 гг. Канцерогенный риск оценивался в соответствии с положениями Руководства Р. 2.1.10.1920–04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду». С учетом региональных особенностей состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух к приоритетным канцерогенам, требующим систематического контроля и проведения мероприятий по снижению объема выбросов и, соответственно, концентраций в приземном слое атмосферного воздуха, следует отнести 1,3-бутадиен (источник — производство синтетического каучука) и соединения хрома 6+ (основной источник — авиационный завод). Данные вещества в зависимости от территории (транспортная или промышленная) вносят соответственно 69,9–75,7 % и 21,7–26,9 % в суммарные величины индивидуального канцерогенного риска (от 4,27 × 10 –3 до 4,90 × 10 –3 для взрослого населения, от 3,38 × 10 –4 до 3,82 × 10 –4 для детей 6 лет). По остальным лабораторно контролируемым канцерогенам (формальдегид, свинец, сажа, стирол) риски не превышают предельно допустимой величины. Установлено, что территориальный охват площади городской территории Воронежа мониторингом содержания канцерогенов в атмосферном воздухе (5 стационарных и 5 маршрутных постов наблюдений) и число лабораторно определяемых канцерогенов (6 из 18 учитываемых в проектах предельно допустимых выбросов предприятий) является недостаточным для получения достоверной информации о величине канцерогенного риска для здоровья населения. Для снижения связанных с этим неопределенностей, при оценке канцерогенного риска запланированы дальнейшие исследования содержания 8 канцерогенов (1,3-бутадиен, формальдегид, свинец, сажа, хром 6+, бензол, бенз/а/пирен, стирол) в 13 дополнительных контрольных точках городской территории.