Здоровье студенческой молодежи — показатель социально-экономического и общественного развития страны, важнейший критерий трудового, экономического, культурного, оборонного потенциала общества [1–3]. Интенсификация учебного процесса в высших учебных заведениях сопровождается напряженным режимом образования, повышением учебной нагрузки, что негативно воздействует на здоровье студентов. Комплекс факторов, связанных с образованием, образом жизни, отражается на состоянии их физического, психического и репродуктивного здоровья [4–7]. Поэтому сохранение здоровья — необходимое условие профессиональной подготовки для обеспечения качества обучения и приобретенных компетенций, а оценка заболеваемости позволяет планировать и проводить профилактические мероприятия в конкретном коллективе на всех этапах образовательного процесса [8–10].
Цель исследования — оценка распространенности болезней у студентов на этапах обучения в вузе.
Исследование проведено на примере высшего военно-учебного заведения, где студенты (курсанты) до поступления в университет проходили медицинское обследование, т. е. исходно были здоровыми.
С использованием эпидемиологического метода проведен ретроспективный анализ распространенности болезней по МКБ-10 по годам обучения (с 1 по 5 курс): заболеваемость на 1 тыс. человек (‰), структура (%), многолетняя тенденция (в целом, по классам болезней), заболеваемость студентов из местного населения и приезжих.
Сведения о заболеваемости с начала по конец учебного года за пять лет (2012–2017 гг.) выкопировывали из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (ф. № 025/у). Количество единиц наблюдения составило 3381.
Определяли средние значения и ошибки средних (М ± m) с расчетом t-критерия Стьюдента для вероятности различий р ˂ 0,05. Данные обрабатывали с использованием компьютерной программы Attestat 12.0.5.
Распространенность болезней среди студентов в целом по коллективу составила 1477,5 ± 14,5‰, в том числе из числа местного населения достигала 921,5 ± 13,5‰ и приезжих — 1548,1 ± 16,9‰. В динамике обучения с 1 по 5 курс в целом как у местных, так и приезжих студентов выявили однонаправленные изменения: снижение уровня (табл. 1). Однако установили и некоторые различия. Например, у первых нарастала заболеваемость по I классу, у вторых, наоборот, снижалась. Заболеваемость прочими нозологиями имела обратную зависимость: снижение и нарастание. Ежегодный абсолютный прирост и темп роста болезнями уха у приезжих студентов более чем в три раза были выше. По ряду классов болезней (VI, XI, XIII) снижение и темп снижения у приезжих студентов были более значимыми, по классам X, XIV — наоборот; по классам XII и XIX практически равными.