По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955 DOI:10.33920/med-08-2011-03

О значении информации листов здоровья классных журналов в предупреждении возникновения тяжелых клинических ситуаций на уроках физкультуры

Гудинова Жанна Владимировна д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: gud@list.ru, https://orcid.org/0000-0001-6869-6057
Жернакова Галина Николаевна канд. мед. наук, старший преподаватель кафедры общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: shanginagalina@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-9802-0805
Гегечкори Ирина Владимировна канд. мед. наук, доцент кафедры общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: irenegiv@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-0739-5837
Толькова Елена Ивановна канд. мед. наук, доцент кафедры общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: tolkova_omsk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0495-1247
Васьковская Юлия Сергеевна ассистент кафедры общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: j.vaskovskaj@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4172-6129

Проведены анализ листов здоровья классных журналов одной из школ г. Омска, а также оценка физического развития 820 школьников этой школы. Установлено нарушение требований СанПиН, положений приказов Минздрава России в части ведения листов здоровья, определения медицинских групп для занятий школьников физической культурой, противоречивая информация о здоровье детей в классных журналах, что может явиться причиной развития тяжелых клинических состояний на уроках физкультуры. Отмечено также несовершенство нормативной базы Роспотребнадзора (в части регламентации листа здоровья), Минздрава России (в части регламентации организации физического воспитания детей с нарушениями здоровья).

Литература:

1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей. Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2008: 437.

2. Кучма В. Р., Храмцов П. И. Руководство по диагностике и профилактике школьно-обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях. М.: Издатель НЦЗД. 2012; 181.

3. Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. Состояние здоровья школьников г. Москвы в процессе получения основного общего образования. Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: материалы второй Международной научно-практической конференции (Барнаул, 5–10 июля 2013 г.). Алтайская государственная педагогическая академия. Барнаул. 2013: 13–15.

4. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., Шубочкина Е. И., Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Гигиена и санитария. 2017; 96 (10): 990–995.

5. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Ф50 Сборник материалов. Под ред. акад. РАН и РАМН А. А. Баранова, член-корр. РАМН В. Р. Кучмы. Издательство ПедиатрЪ. 2013; 6: 192.

6. Милушкина О. Ю. Физическое развитие и образ жизни современных школьников. Вестник РГМУ. 2013; 3: 68–71.

7. Гудинова Ж. В., Жаркова Ю. В. Исследование случаев смерти школьников на уроках физкультуры в России. Академический журнал Западной Сибири. 2019; Т. 15, 1 (78): 29–34.

8. Кривелевич Н. Б. Внезапная сердечная смерть у детей и подростков: предикторы, проблемы диагностики. Проблемы здоровья и экологии. 2016; 4 (50): 4–10.

9. Макаров Л. М., Комолятова В. Н., Киселева И. И. Остановки сердца и внезапная смерть детей в школах. Педиатрия. 2018; 97 (6): 180–186.

10. Макаров Л. М. Распространенность внезапной сердечной смерти у лиц молодого возраста в крупном мегаполисе. Медицинский алфавит. 2014; 3 (1): 35–40.

11. Хусаинов А. Э., Степанов Е. Г., Поварго Е. А., Ахметшина Р. А., Агафонов А. И., Воскресенская Е. К. Сравнительны й анализ состояния здоровья и эффективности оздоровления школьников в летних оздоровительных организациях. Санитарный врач. 2020; 5: 48–54.

12. Всемирная организация здравоохранения. Курс обучения по оценке роста ребенка. Модуль С: Интерпретация показателей физического развития. Женева, ВОЗ. 2008. URL: https://www.who.int/childgrowth/training/module_c_interpreting_indicators_ru.pdf.

13. Кучма В. Р., Скоблина Н. А., Надеждин Д. С. Сравнительный анализ методик оценки физического развития детей и подростков: бесконечная дискуссия в науке и практике. Педиатрия. 2019; 98 (5): 196–200.

14. Войтович А. А. Научное обоснование влияния образовательной среды на адаптационные процессы организма подростков. Санитарный врач. 2020; 1: 54–59.

15. Боднар И. Организация и реализация физического воспитания школьников в различных медицинских группах (обзор состояния проблемы). Слобожанский научно-спортивный вестник. 2012; 5–1 (33): 19–23.

16. Маврина Л. Н., Тимерьянова Л. Н. Гиподинамия населения и пути ее преодоления (обзор литературы). Санитарный врач. 2020; 5: 48–54.

17. Рябова И. В., Соболевская Т. А., Нежкина Н. Н., Черногоров Д. Н., Зверев О. М. Изучение уровня и содержания осведомленности педагогов в вопросах профилактики и коррекции нарушений зрения обучающихся. Санитарный врач. 2020; 6: 54–61.

18. Неведрова Н. Ю. К вопросам оценивания и аттестации обучающихся специальных медицинских групп и лиц с ОВЗ на уроках физической культуры. Педагогический поиск. 2018; 4: 37–39.

19. Гудинова Ж. В., Толькова Е. И., Жернакова Г. Н., Семенова Н. В., Гегечкори И. В. ГТО-2014: задачи гигиены физического воспитания. Современные проблемы науки и образования. 2014; 6. URL: http://www.science-education.ru/120–15610.

20. Гудинова Ж. В., Толькова Е. И., Жернакова Г. Н., Гегечкори И. В., Семенова Н. В., Демакова Л. В. ГТО-2014 как показатель санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков в России. Гигиена и санитария. 2015; 6: 62–66.

21. Жук А. А. Анализ подходов к распределению учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой в общеобразовательной школе. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2010; 1: 61–63.

1. Baranov A. A., Kuchma V. R., Sukhareva L. M. Assessment of the health status of children. New approaches to preventive and health-improving work in educational institutions. A guide for doctors. Moscow: GEOTAR-Media. 2008: 437. (in Russian)

2. Kuchma V. R., Khramtsov P. I. Guidelines for the diagnosis and prevention of school-related diseases, health improvement of children in educational institutions. M.: Izdatel’ NCZD. 2012; 181. (in Russian)

3. Sukhareva L. M., Rapoport I. K. The state of health of Moscow schoolchildren in the process of receiving basic general education. Children, youth and the environment: health, education, ecology: materials of the second International scientific and practical conference (Barnaul, July 5–10, 2013). Altai State Pedagogical Academy. Barnaul. 2013: 13–15.

4. Kuchma VR, Sukhareva LM, Rapoport IK, Shubochkina EI, Skoblina NA, Milushkina O. Yu. Population health of the child population, health risks and sanitary and epidemiological well-being of students: problems, solutions, technology of activity. Gigiena i sanitariya (Sanitary doctor). 2017; 96 (10): 990–995. (in Russian)

5. Physical development of children and adolescents of the Russian Federation. F50 Sbornik materialov. Ed. by A. A. Baranov and V. R. Kuma. Izdatel’stvo Pediatr. 2013; 6: 192.

6. Milushkina O. Yu. Physical development and lifestyle of modern schoolchildren. Vestnik RGMU (Bulletin of RSMU). 2013; 3: 68–71. (in Russian)

7. Gudinova Zh. V., Zharkova Yu. V. Study of schoolchildren deaths in physical education classes in Russia. Akademicheskij zhurnal Zapadnoj Sibiri (Academic Journal of Western Siberia). 2019; Т. 15, 1 (78): 29–34. (in Russian)

8. Krivelevich N. B. Sudden cardiac death in children and adolescents: predictors, diagnostic problems. Problemy zdorov’ya i ekologii (Health and environmental issues). 2016; 4 (50): 4–10. (in Russian)

9. Makarov L. M., Komolyatova V. N., Kiseleva I. I. Cardiac arrest and sudden death in school. Pediatriya (Pediatrics). 2018; 97 (6): 180–186. (in Russian)

10. Makarov L. M. The prevalence of sudden cardiac death in young people in a large metropolitan area. Medicinskij alfavit (Medical alphabet). 2014; 3 (1): 35–40. (in Russian)

11. Khusainov A. E., Stepanov E. G., Povargo E. A., Akhmetshina R. A., Agafonov A. I., Voskresenskaya E. K. Comparative analysis of health status and effectiveness of health improvement of schoolchildren in summer health-improving organizations. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2020; 5: 48–54. (in Russian)

12. World Health Organization. A course on assessing a child’s growth. Module C: Interpreting Growth Indicators. Geneva, WHO.2008. URL: https://www.who.int/childgrowth/training/module_c_interpreting_indicators_ru.pdf.

13. Kuchma V. R., Skoblina N. A., Nadezhdin D. S. Comparative analysis of methods for assessing the physical development of children and adolescents: an endless discussion in science and practice. Pediatriya (Pediatrics). 2019; 98 (5): 196–200. (in Russian)

14. Voitovich A. A. Scientific substantiation of the influence of the educational environment on the adaptation processes of the body of adolescents. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2020; 1: 54–59. (in Russian)

15. Bodnar I. Organization and implementation of physical education of schoolchildren in various medical groups (review of the state of the problem). Slobozhanskij nauchno-sportivnyj vestnik (Slobozhansky scientific and sports bulletin). 2012; 5–1 (33): 19–23.

16. Mavrina L. N., Timeryanova L. N. The lack of dynamism of the population and ways to overcome it (literature review). Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2020; 5: 48–54. (in Russian)

17. Ryabova I. V., Sobolevskaya T. A., Nezhkina N. N., Chernogorov D. N., Zverev O. M. Studying the level and content of the awareness of teachers in the prevention and correction of visual impairment of students. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2020; 6: 54–61. (in Russian)

18. Nevedrova N. Yu. On the issues of assessment and certification of students of special medical groups and persons with disabilities in physical education lessons. Pedagogicheskij poisk (Pedagogical search). 2018; 4: 37–39.

19. Gudinova Zh. V., Tolkova E. I., Zhernakova G. N., Semenova N. V., Gegechkori I. V. GTO-2014: tasks of hygiene of physical education. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern problems of science and education). 2014; 6. URL: http://www.science-education.ru/120–15610 (in Russian)

20. Gudinova Zh. V., Tolkova E. I., Zhernakova G. N., Gegechkori I. V., Semenova N. V., Demakova L. V. GTO-2014 as an indicator of sanitary and epidemiological well-being of children and adolescents in Russia. Gigiena i sanitariya (Hygiene and sanitation). 2015; 6: 62–66. (in Russian)

21. Zhuk A. A. Analysis of approaches to the distribution of students to medical groups for physical culture in a general education school. Pedagogika, psihologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta (Pedagogy, psychology and medico-biological problems of physical education and sports). 2010; 1: 61–63.

Ввиду ухудшения здоровья и физического развития современных школьников [1–6], снижения их функциональных возможностей вплоть до случаев смертей на уроках физкультуры [7–10] возрастает, на наш взгляд, значение взаимодействия педагогов и медиков в образовательной организации.

Как известно, в нашей стране функционирует мощная профилактическая система, включающая в том числе диспансеризацию детского населения с определением каждому ребенку группы здоровья и медицинской группы для занятий физической культурой (приказ Минздрава России от 10.08.2017 № 514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних»). Полученная в ходе диспансеризации информация доводится до сведения педагогов в форме листа здоровья в классном журнале согласно СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (далее — СанПиН) (п. 11.7), поскольку важно не только провести профилактический медицинской осмотр, но и применить его результаты при организации учебного процесса в целях, в частности, корректного физического воспитания школьников.

Для предупреждения развития на уроках физкультуры тяжелых клинических состояний, в том числе и со смертельным исходом, большое значение имеет дифференцированное физическое воспитание детей в зависимости от состояния здоровья, в том числе правильное распределение детей на группы физического воспитания. Согласно приказу Минздрава России № 514н, к основной медицинской группе для занятий физической культурой следует относить детей без нарушений состояния здоровья и физического развития. То есть больные дети не могут быть отнесены к основной группе, как и дети с нарушениями физического развития. Имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные дети должны быть отнесены к подготовительной группе1. Но главное, что для детей этой группы «…тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешаются без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются» согласно приказу Минздрава России от 01.03.2016 № 134н «О Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Очевидно, что при неправильном отнесении ребенка к медицинской группе для занятий физической культурой возможно развитие неотложных клинических состояний на уроках, вплоть до смертельного исхода.

Для Цитирования:
Гудинова Жанна Владимировна, Жернакова Галина Николаевна, Гегечкори Ирина Владимировна, Толькова Елена Ивановна, Васьковская Юлия Сергеевна, О значении информации листов здоровья классных журналов в предупреждении возникновения тяжелых клинических ситуаций на уроках физкультуры. Санитарный врач. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: