Распространенность заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА) среди населения, и в частности среди детей и подростков, неуклонно растет [1–4]. Немаловажную роль в этом играют факторы образовательного процесса [5, 6], поскольку физическое развитие и формирование ОДА подростков еще не завершено и обеспечение безопасной и комфортной среды обучения является важным условием для сохранения их здоровья и гармоничного развития [7].
За последние годы образовательная система претерпела серьезные изменения: выросла учебная нагрузка на учащихся, неотъемлемой составляющей образовательного процесса стали информационно-коммуникационные технологии с использованием в качестве технических средств обучения персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ). Их применение формирует познавательную активность, творческий потенциал обучающихся, позволяет увеличить объем получаемой информации, интенсифицировать процесс обучения и сделать его наглядным. Образовательные порталы, электронные учебники, онлайн-тестирования, подготовка рефератов и презентаций стали основными методами обучения современной молодежи начиная с начальных классов. Имеющиеся в литературных источниках данные свидетельствуют, что усредненное суммарное время использования современными подростками информационно-коммуникационных технологий в обычный учебный день составляет 7–10 часов с учетом применения различных электронных устройств (ноутбуков, планшетов и др.) и досуговой деятельности [8, 9].
Активное внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс сопряжено с появлением новых гигиенических факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье учащихся [10]. Согласно литературным данным [10–12], работа с компьютерными видеодисплейными терминалами при несоблюдении установленных к ним гигиенических требований может негативно влиять на все биологические характеристики организма подростков, и в первую очередь на их физическое и психическое здоровье.
Среди неблагоприятных факторов необходимо выделить длительное поддержание статичного положения тела и неудобные с физиологической и биомеханической точек зрения нерациональные рабочие позы, приводящие в сочетании с гиподинамией и монотонностью нагрузки к перенапряжению отдельных органов и систем организма и скелетно-мышечным нарушениям [10, 13]. Основными причинами этого могут выступать неудовлетворительная организация и неэргономичные характеристики и рабочих мест, оснащенных ПЭВМ, при которых размеры и планировка помещений, оборудования и мебели не соответствуют установленным к ним санитарно-гигиеническим требованиям.