По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.956 DOI:10.33920/med-08-2011-04

Эргономические факторы риска развития нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков

Новикова Тамара Анатольевна канд. биол. наук, доцент, зав. лабораторией гигиены труда, Саратовский МНЦ гигиены ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 410022, г. Саратов, ул. Заречная, зд. 1А, e-mail: novikovata-saratov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0366-856X
Долич Владимир Николаевич младший научный сотрудник отдела медико-профилактических и инновационных технологий, Саратовский МНЦ гигиены ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 410022, г. Саратов, ул. Заречная, зд. 1А, e-mail: vndolich@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8980-5117
Комлева Наталия Евгеньевна д-р мед. наук, заведующая отделом медико-профилактических и инновационных технологий, Саратовский МНЦ гигиены ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 410022, г. Саратов, ул. Заречная, зд. 1А, e-mail: NEKomleva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5360-712Х
Меденцов Вячеслав Александрович младший научный сотрудник отдела медико-профилактических и инновационных технологий, Саратовский МНЦ гигиены ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 410022, г. Саратов, ул. Заречная, зд. 1А, e-mail: medentsov.v@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6104-0274
Микеров Анатолий Николаевич д-р биол. наук, руководитель, Саратовский МНЦ гигиены ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 410022, г. Саратов, ул. Заречная, зд. 1А, e-mail: niusgsar@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0670-7918

Профилактика нарушений здоровья детей и подростков на современном этапе развития общества является приоритетным направлением гигиены и профилактической медицины. Повсеместное внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий является новым фактором риска развития нарушений состояния опорно-двигательного аппарата у подростков. Цель исследования: оценка эргономических факторов риска развития нарушений состояния опорно-двигательного аппарата у подростков при использовании персональных электронно-вычислительных машин как средств обучения. Объекты исследований: санитарно-гигиенические и эргономические факторы условий обучения с использованием персональных электронно-вычислительных машин и состояние опорно-двигательного аппарата учащихся колледжа. Исследование проводили в соответствии с требованиями биоэтики, после подписания информированного согласия подростками и их родителями. Изучены гигиенические факторы среды обучения и эргономические характеристики мебели (столов, рабочих стульев) в классах информатики колледжа города Саратова. Дана их оценка на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям и антропометрическим показателям учащихся. Проведены анкетирование и физикальное обследование 308 подростков для выявления жалоб и оценки состояния опорно-двигательного аппарата. Установлено, что организация и эргономические характеристики рабочих мест, оборудованных персональными электронно-вычислительными машинами, в колледже не в полной мере соответствует гигиеническим и эргономическим требованиям. Это является причиной нарушений осанки и развития нарушений состояния опорно-двигательного аппарата обучающихся. Выявлена высокая распространенность клинических признаков нарушения состояния опорно-двигательного аппарата среди подростков. Установлено, что соблюдение эргономических требований в организации рабочих мест при использовании персональных электронно-вычислительных машин является обязательным условием первичной профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков. Для решения данной проблемы в первую очередь необходимо обеспечение образовательных учреждений современной мебелью, отвечающей эргономическим требованиям.

Литература:

1. Яковлев Н. М., Долич В. Н., Гудзь В. В., Яковлева Т. А., Комлева Н. Е., Заикина И. В., Данилов А. Н. Комплексная оценка здоровья учащихся профессиональных образовательных организаций. Санитарный врач. 2019; 6: 64–67.

2. Moalej S., Asadabadi M., Hashemi R., Khedmat L., Tavacolizadeh R., Vahabi Z., Shariatpanahi G. Screening of scoliosis in school children in Tehran: The prevalence rate of idiopathic scoliosis. J Back Musculoskelet Rehabil. 2018; 31 (4): 767–774. doi:10.3233/BMR-171078.

3. Ciaccia M. C. C., Castro J. S., Rahal M. A., Selegatto I. B., Giampietro J. L. M., Rullo V. E. V. Prevalence of scoliosis in public elementary school students. prevalência de escoliose em escolares do ensino fundamental público. Rev Paul Pediatr. 2017; 35 (2): 191–198. doi:10.1590/1984–0462/;2017;35;2;00008.

4. Azabagic S., Spahic R., Pranjic N., Mulic M. Epidemiology of Musculoskeletal disorders in primary School children in Bosnia and Herzegovina. Mater Sociomed. 2016; 28 (3): 164–167. doi:10.5455/msm.2016.28.164– 167.

5. Delele M., Janakiraman B., Bekele Abebe A., Tafese A., van de Water A. T. M. Musculoskeletal pain and associated factors among Ethiopian elementary school children. BMC Musculoskelet Disord. 2018; 19 (1): 276. doi:10.1186/s12891-018-2192-6.

6. Александрова И. Э. Гигиеническая оценка учебного расписания в условиях школьной цифровой среды. Здоровье населения и среда обитания. 2018; 3 (300): 15. doi:10.35627/2219–5238/2018-300-3-15-17.

7. Шулаев А. В., Садыков М. М., Миролюбова Д. Б. Возрастно-половые характеристики заболеваемости детского населения. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2018; 4: 612–615. doi:10.14300/ mnnc.2018.13118.

8. Милушкина О. Ю., Скоблина Н. А., Маркелова С. В., Татаринчик А. А., Бокарева Н. А., Федотов Д. М. Оценка рисков здоровью школьников и студентов при воздействии обучающих и досуговых информационно-коммуникационных технологий. Анализ риска здоровью. 2019; 3: 135–143. doi:10.21668/health.risk/2019.3.16

9. Рахманова А. А., Логинов Г. А., Долич В. Н., Комлева Н. Е., Рахманова Г. Ю. Изучение влияния информационно-коммуникативных средств на психофизиологическое состояние школьников на основе субъективной оценки. Санитарный врач. 2020; 7: 47–55. doi:10.33920/med-08-2007-06.

10. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Степанова М. И., Храмцов П. И., Александрова И. Э., Соколова С. Б. Научные основы и технологии обеспечения гигиенической безопасности детей в «цифровой школе». Гигиена и санитария. 2019; 12: 1385–1391. doi:10.18821/0016-9900-2019-98-1-61-67.

11. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Степанова М. И., Текшева Л. М. Медико-профилактические основы безопасности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях. Вестник РАМН. 2010; 6: 18–21.

12. Woo E. H., White P., Lai C. W. Impact of information and communication technology on child health. J. Pediatric Child Health. 2016; 52 (6): 590–594. doi:10.1111/jpc.13181

13. Степанова М. И., Сазанюк З. И., Лапонова Е. Д., Лашнева И. П. Компьютерная занятость как фактор риска нарушения здоровья младших школьников. Российский педиатрический журнал. 2013; 3: 43–47.

14. Иванов В. Д., Вахитов М. Г. Факторы, воздействующие на здоровье учащихся в современных условиях. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018; 3 (1): 70–73.

15. Саргош О. Д., Четверикова О. П., Катрушов А. В. Гигиеническое нормирование школьной мебели как составляющая парадигмы профилактики нарушения осанки ребенка. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019; 2 (13): 91–96.

16. Конькова М. Н., Долич В. Н., Гудзь В. В. Формирование гигиенических факторов при профессиональном обучении рабочим специальностям. Медицина труда и промышленная экология. 2019; 59 (9):657. doi:10.31089/1026-9428-2019-59-9-657-658.

17. Dahlmann-Noor A. Randomized Trial of Tablet Computers for Education and Learning in Children and Young People with Low Vision. Optom Vis Sci. 2018; 95 (9): 873–882. doi: 10.1097/OPX.0000000000001270.

18. Morton K. L, Corder K., Suhrcke M., Harrison F., Andy P., van Sluijs M. V. F., Andrew J. Atkin School polices, programmes and facilities, and objectively measured sedentary time, LPA and MVPA: associations in secondary school and over the transition from primary to secondary school. Int J Behav Nutr Phys Act. 2016; 13: 54. doi:10.1186/s12966-016-0378-6.

1. Yakovlev N. M., Dolich V. N., Gudz V. V., Yakovleva T. A., Komleva N. E., Zaikina I. V., Danilov A. N. Cjmprehensive health assessment of students of vocational educatuoc institutions. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2019; 6: 64–67. (in Russian)

2. Moalej S., Asadabadi M., Hashemi R., Khedmat L., Tavacolizadeh R., Vahabi Z., Shariatpanahi G. Screening of scoliosis in school children in Tehran: The prevalence rate of idiopathic scoliosis. J Back Musculoskelet Rehabil. 2018; 31 (4): 767–774. doi:10.3233/BMR-171078.

3. Ciaccia M. C. C., Castro J. S., Rahal M. A., Selegatto I. B., Giampietro J. L. M., Rullo V. E. V. Prevalence of scoliosis in public elementary school students. prevalеncia de escoliose em escolares do ensino fundamental público. Rev Paul Pediatr. 2017; 35 (2): 191–198. doi:10.1590/1984–0462/;2017;35;2;00008.

4. Azabagic S., Spahic R., Pranjic N., Mulic M. Epidemiology of Musculoskeletal disorders in primary School children in Bosnia and Herzegovina. Mater Sociomed. 2016; 28 (3): 164–167. doi:10.5455/msm.2016.28.164– 167.

5. Delele M., Janakiraman B., Bekele Abebe A., Tafese A., van de Water A. T. M. Musculoskeletal pain and associated factors among Ethiopian elementary school children. BMC Musculoskelet Disord. 2018; 19 (1): 276. doi:10.1186/s12891-018-2192-6.

6. Aleksandrova I. E. Hygienic assessment of the educational schedule in the conditions of the school digital environment. Zdorov’e naselenija i sreda obitanija (Public health and habitat). 2018; 3 (300): 15. doi: 10.35627/2219–5238/2018-300-3-15-17. (in Russian)

7. Shulaev A. V., Sadykov M. M., Mirolyubova D. B. Age- and gender-related characteristics of child morbidity. Medicinskij vestnik Severnogo Kavkaza (Medical News of North Caucasus). 2018; 13 (4): 612–615. doi:10.14300/mnnc.2018.13118. (in Russian)

8. Milushkina O. Yu., Skoblina N. A., Markelova S. V., Tatarinchik A. A., Bokareva N. A., Fedotov D. M. Assessing health risks for schoolchildren and students caused by exposure to educational and entertaining information technologies. Analiz riska zdorov’ju (Health Risk Analysis), 2019; 3: 135–143. doi:10.21668/ health.risk/2019.3.16.eng. (in Russian)

9. Rakhmanova A. A., Loginov G. A., Dolich V. N., Komleva N. E., Rakhmanova G. Yu. Study of the influence of information and communication tools on the psycho-physiological state of schoolchildren based on subjective evaluation. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2020; 7: 47–55. doi:10.33920/med-08-2007-06. (in Russian)

10. Kuchma V. R., Sukhareva L. M., Stepanova M. I., Chramtsov P. I., Aleksandrova I. E., Sokolova S. B. Scientific bases and technologies of security hygienic safety of children in the «digital school». Gigiena i sanitarija (Hygiene and sanitation). 2019; 12: 1385–1391. doi:10.18821/0016-9900-2019-98-1-61-67. (in Russian)

11. Baranov A. A., Kuchma V. R., Sukhareva L. M., Stepanova M. I., Teksheva L. M. Medico-prophylactic foundations of the safety of information and communication technologies used in educational institutions. Vestnik RAMN (Annals of the Russian academy of medical sciences). 2011; 6: 18–21. (in Russian)

12. Woo E. H., White P., Lai C. W. Impact of information and communication technology on child health. J. Pediatric Child Health. 2016; 52 (6): 590–594. doi:10.1111/jpc.13181.

13. Stepanova M. I., Sazanyuk Z. I., Laponova E. D., Lashneva I. P. Computer Employment as a risk factor for health disorders in small school childen. Rossijskij pediatricheskij zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2013; 3: 43–47. (in Russian)

14. Ivanov V. D., Vachitov M. G. Factors affecting the health of the students in modern conditions. Fizicheskaja kul’tura. Sport. Turizm. Dvigatel’naja rekreacija (Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation). 2018; 3 (1): 70–73. (in Russian)

15. Sarhosh O. D., Chetverykova O. P., Chetverykov A. V. Hygienic normalization of school furniture as a component of paradigms of prevention of breach of a child. Zdorov’e cheloveka, teorija i metodika fizicheskoj kul’tury i sporta (Health, Physical Culture and Sports). 2019; 2 (13): 91–96. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh. (in Russian)

16. Konkova M. N., Dolich V. N., Gudz V. V. The formation of the hygienic factors in professional training of working professions. Medicina truda i promyshlennaja jekologija (Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology). 2019; 59 (9): 657. doi: 10.31089/1026-9428-2019-59-9-657-658. (in Russian)

17. Dahlmann-Noor A. Randomized Trial of Tablet Computers for Education and Learning in Children and Young People with Low Vision. Optom Vis Sci. 2018; 95 (9): 873–882. doi:10.1097/OPX.0000000000001270.

18. Morton K. L, Corder K, Suhrcke M., Harrison F., Andy P., Esther M. F. van Sluijs., Andrew J. Atkin School polices, programmes and facilities, and objectively measured sedentary time, LPA and MVPA: associations in secondary school and over the transition from primary to secondary school. Int J Behav Nutr Phys Act. 2016; 13: 54. doi:10.1186/s12966-016-0378-6.

Распространенность заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА) среди населения, и в частности среди детей и подростков, неуклонно растет [1–4]. Немаловажную роль в этом играют факторы образовательного процесса [5, 6], поскольку физическое развитие и формирование ОДА подростков еще не завершено и обеспечение безопасной и комфортной среды обучения является важным условием для сохранения их здоровья и гармоничного развития [7].

За последние годы образовательная система претерпела серьезные изменения: выросла учебная нагрузка на учащихся, неотъемлемой составляющей образовательного процесса стали информационно-коммуникационные технологии с использованием в качестве технических средств обучения персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ). Их применение формирует познавательную активность, творческий потенциал обучающихся, позволяет увеличить объем получаемой информации, интенсифицировать процесс обучения и сделать его наглядным. Образовательные порталы, электронные учебники, онлайн-тестирования, подготовка рефератов и презентаций стали основными методами обучения современной молодежи начиная с начальных классов. Имеющиеся в литературных источниках данные свидетельствуют, что усредненное суммарное время использования современными подростками информационно-коммуникационных технологий в обычный учебный день составляет 7–10 часов с учетом применения различных электронных устройств (ноутбуков, планшетов и др.) и досуговой деятельности [8, 9].

Активное внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс сопряжено с появлением новых гигиенических факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье учащихся [10]. Согласно литературным данным [10–12], работа с компьютерными видеодисплейными терминалами при несоблюдении установленных к ним гигиенических требований может негативно влиять на все биологические характеристики организма подростков, и в первую очередь на их физическое и психическое здоровье.

Среди неблагоприятных факторов необходимо выделить длительное поддержание статичного положения тела и неудобные с физиологической и биомеханической точек зрения нерациональные рабочие позы, приводящие в сочетании с гиподинамией и монотонностью нагрузки к перенапряжению отдельных органов и систем организма и скелетно-мышечным нарушениям [10, 13]. Основными причинами этого могут выступать неудовлетворительная организация и неэргономичные характеристики и рабочих мест, оснащенных ПЭВМ, при которых размеры и планировка помещений, оборудования и мебели не соответствуют установленным к ним санитарно-гигиеническим требованиям.

Для Цитирования:
Новикова Тамара Анатольевна, Долич Владимир Николаевич, Комлева Наталия Евгеньевна, Меденцов Вячеслав Александрович, Микеров Анатолий Николаевич, Эргономические факторы риска развития нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков. Санитарный врач. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: