Оценка риска для здоровья населения, в том числе канцерогенного, как правило, проводится в рамках действующей системы социально-гигиенического мониторинга, правовая и нормативно-методическая база которого постоянно развивается, что необходимо для эффективной разработки приоритетных мероприятий по обеспечению гигиенической безопасности населения и реализации риск-ориентированного надзора [1]. Вместе с тем значимая роль в получении информации о техногенных факторах риска здоровью населения отводится инициативным исследованиям. Во многих гигиенических и экологических исследованиях обращается внимание на имеющий место высокий уровень канцерогенного риска для здоровья населения, обусловленный воздействием загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах промышленных предприятий и автотранспорта [2–6]. По данным В. М. Боева с соавт. (2018), наиболее часто уровни канцерогенных рисков, превышающие приемлемые величины, регистрируются на территориях городов, где сконцентрированы предприятия 1 и 2 классов опасности по санитарной классификации [7].
В статье А. Ю. Поповой с соавт. (2019) на примере городов, включенных в качестве приоритетных в федеральный проект «Чистый воздух», обращено внимание, что ориентация планирования и реализации воздухоохранных мероприятий исключительно на снижение валового выброса загрязняющих веществ как основного критерия эффективности обеспечения гигиенической безопасности населения и снижения риска его здоровью, связанного с воздействием техногенных загрязнителей атмосферного воздуха, недостаточна, и предлагается учитывать ряд критериев, в том числе и результаты количественной оценки канцерогенного и неканцерогенного риска здоровью [8].
Проблема оценки риска здоровью населения является многогранной, поскольку сочетает в себе использование различных методических приемов, совершенствование инструментального и лабораторного контроля воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды как основного объективного поставщика первичной информации для проведения исследований и научного обоснования управленческих решений в сфере первичной профилактики заболеваемости населения [9, 10].