В соответствии с указом президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 правительство Российской Федерации утвердило план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, которые должны обеспечить снижение рисков для жизни и здоровья подрастающего поколения. Это представляется особенно важным, поскольку формирование здорового образа жизни в подростковой среде в условиях социально-экономических преобразований приобретает особое значение. Именно поэтому развитие физической культуры и массового детско-юношеского спорта является актуальным направлением социальной политики государства. Вовлечение в массовый спорт детей и подростков способствует формированию, сохранению и укреплению их здоровья. При этом необходимо иметь в виду, что стремление детей к высоким результатам при занятиях спортом часто может приводить к значительным физическим [1] и психоэмоциональным нагрузкам [2]. Известно, что интенсивность изменений организма спортсменов подросткового возраста характеризуется не только динамикой морфофункциональных показателей, но и лабильностью психоэмоциональных процессов, что нередко проявляется в неадекватных поведенческих реакциях при тренировках в спортивном коллективе и на соревнованиях различного уровня, а также в семье и быту [2]. Таким образом, вопросы обеспечения безопасной среды и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям для занятий спортом [3], соблюдения режима дня школьников-спортсменов, изучения их здоровья [4], в том числе и психоэмоционального состояния [5], являются актуальными и определяют необходимость их дальнейшего изучения.
Цель исследования — изучить санитарно-гигиенические условия пребывания в спортивной школе, выявить особенности режима дня и образа жизни школьников-спортсменов и оценить их психоэмоциональное состояние.
Исследование осуществлялось на базе специализированной детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) олимпийского резерва по художественной гимнастике г. Санкт-Петербурга.
На первом этапе исследования проводилось изучение соответствия помещений для занятий художественной гимнастикой санитарно-эпидемиологическим требованиям. На втором этапе методом анкетирования оценивали режим дня и условия, влияющие на его формирование. На третьем этапе исследования у изучаемой группы спортсменок проведена оценка психоэмоционального состояния, для чего использовали методику на выявление уровня ситуативной и личностной тревожности (Ч. Спилбергер и Ю. Д. Ханин) [6], шкалу соревновательной личностной тревожности (Р. Мартенс) [7], опросник изучения собственной реакции на стрессовые события (Гринберг) [8].