По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.6 DOI:10.33920/med-08-2011-06

Влияние средовых факторов на психоэмоциональное состояние юных спортсменок

Потапова Елена Александровна канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры психосоматики и психотерапии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, e-mail: potapova.doc@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1475-5503
Щерба Елена Викторовна канд. мед. наук, доцент кафедры общей гигиены, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, e-mail: shcherba.elena.gpmu@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8199-6289
Земляной Дмитрий Алексеевич канд. мед. наук, доцент кафедры общей гигиены, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, e-mail: zemlianoj@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4716-809X
Данилова Виктория Валерьевна ассистент кафедры общей гигиены, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, e-mail: wika-77@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-1631-4218
Пузырев Виктор Геннадьевич канд. мед. наук, доцент, заведующий кафедрой общей гигиены, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, e-mail: vgpuzyrev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0185-3545
Васильева Ирина Валентиновна канд. мед. наук, доцент кафедры общей гигиены, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, e-mail: vasilyevaiv@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-5607-6915
Жаркова Валентина Денисовна студентка 6 курса медико-профилактического факультета, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, e-mail: valentinazharkova@icloud.com, https://orcid.org/0000-0001-7378-7535

Занятия спортом сопряжены со значительными физическими и психологическими нагрузками и определяют актуальность контроля за условиями для занятий спортом, изучения состояния здоровья спортсменов и их режима. Цель исследования: изучить санитарно-гигиенические условия в спортивной школе, особенности режима дня и образа жизни юных спортсменок и их психоэмоциональное состояние. Материалы и методы. В анализ включены данные исследования 70 девочек 13–15 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Использовались методы санитарно-гигиенического исследования, анкетирование, опросники на выявление уровня ситуативной и личностной тревожности Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина (1976) и соревновательной тревожности (Р. Мартенс), опросник изучения собственной реакции на стрессовые события (Гринберг). Результаты. Выявлен ряд нарушений санитарно-гигиенических требований к условиям проведения спортивных занятий. Наиболее часто встречающиеся нарушения режима дня — недостаточность сна и пребывания на свежем воздухе, высокий объем учебной нагрузки. Умеренная личностная тревожность выявлена у 76 % спортсменок, у 7 % опрошенных — низкая тревожность, у 17 % — высокая личностная тревожность. У 24 % спортсменок определен высокий уровень реактивной тревожности, а спортивная тревожность высокого уровня отмечается у 25 % обследованных. Выявлена взаимосвязь между выраженностью нарушений гигиенических норм и уровнем проявления личностной и реактивной тревожности. Выявлена возрастная динамика для всех диагностируемых видов тревожности: более высокие показатели тревожности отмечаются в возрастной группе 13 лет по сравнению с 14- и 15-летними спортсменками. Заключение. Результаты исследования показали необходимость проведения динамического наблюдения за состоянием здоровья, в том числе психоэмоциональным состоянием спортсменок, выделения в группы наблюдения спортсменов, имеющих выраженные погрешности режима, проведения профилактических мероприятий по разъяснению важности соблюдения гигиенических правил и осуществления контроля и помощи по их внедрению в образ жизни юных спортсменов.

Литература:

1. Бабикова А. С., Насыбуллина Г. М. Состояние здоровья детей, систематически занимающихся спортом. Бюллетень ВСЦН СО РАМН. 2013; 3 (1): 40–43.

2. Байкова Н. И. Особенности проявления спортивных эмоций у подростков в процессе учебно-тренировочных занятий. Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Материалы 22-й Междунар. науч.-практ. конференции. Екатеринбург; 2017: 324–328.

3. Бабикова А. С., Насыбуллина Г. М. Гигиеническая оценка условий и организации тренировочного процесса в детско-юношеских спортивных школах. Здоровье населения и среда обитания. 2018; 12 (308): 41–46.

4. Земляной Д. А., Антонов А. А., Александрович И. В., Крутова Е. С. Состояние здоровья школьников Санкт-Петербурга, занимающихся в спортивных секциях. Педиатр. 2019; 10 (1): 65–70.

5. Шквирина О. И., Минькова К. А. Динамика уровня ситуативной и личностной тревожности у юных футболистов 14–15 лет в процессе адаптации к учебно-тренировочной деятельности. Здоровье и образование в XXI веке. Калининград; 2017; 4: 318–322.

6. Спилбергер Ч. Д. Исследование тревожности. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И. Б. Санкт-Петербург; 2002: 124–126.

7. Воскресенская Е. В., Мельник Е. В., Кухтова Н. В. Психология страха и тревоги в спортивной деятельности (теория и практика). Методические рекомендации. Витебск; 2015.

8. Розов В. И. Методы оценки и самооценки стрессовых состояний. Практическая психология и социальная работа. 2007; 5 (98): 41–52.

9. Земляной Д. А., Антонов А. А., Васильева И. В., Рыжов А. Ю., Иванова П. А., Ушанкова Н. А. Особенности режима дня школьников, дополнительно занимающихся в спортивных секциях. Медицина: теория и практика. 2019; 4 (S1): 221–222.

10. Суворова А. В., Якубова И. Ш., Мельцер А. В. Санитарно-гигиеническое обеспечение режима дня, учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных организациях. Профилактическая и клиническая медицина. 2017; 1 (62): 12–19.

11. Апойко Р. Н. Эволюционные тенденции снижения продолжительности и изменений регламента поединков в греко-римской и вольной борьбе. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2015; 5 (123): 18–24. DOI: 10.5930/issn.1994–4683.2015.05.123.p18–24.

12. Паначев В. Д., Панченко С. В., Кусякова Р. Ф. Тренинг пулевой стрельбы как средство формирования ситуативной стрессоустойчивости студентов вуза. Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2011; 1 (71): 82–86.

1. Babikov A. S., Nasybullina G. M. Health status of children, regularly engaged in sport. Byulleten’ VSTsN SO RAMN (Bulletin SB RAMS SCN). 2013; 3–1: 40–43. (in Russian)

2. Baikov N. I. Peculiarities of sports emotions in adolescents in the process of training the future professional and vocational pedagogical education: Materials of the 22nd Intern. scientific-practical Conf. [Materialy 22-i Mezhdunar. nauch.-prakt. Konf ]. Yekaterinburg; 2017; 324–328. (in Russian)

3. Babikova A. S., Nasybullina G. M. Hygienic assessment of conditions and organization of training process in children’s and youth sports schools. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya [Health of the population and environment]. 2018; 12 (308): 41–46. (in Russian)

4. Zemlyanoi D. A., Antonov A. A., Alexandrovich I. V., Krutova E. S. The state of health of St. Petersburg schoolchildren engaged in sports sections. Pediatr (Pediatrician). 2019; 10 (1): 65–70. (in Russian)

5. Shkvirina O. I., Minkova K. A. Dynamics of the level of situational and personal anxiety in young football players aged 14–15 years in the process of adaptation to training activities. Zdorov’e i obrazovanie v XXI veke (Health and education in the twenty-first century). Kaliningrad; 2017. 4: 318–322. (in Russian)

6. Spilberger Ch. D. Research of anxiety. Diagnostics of emotional and moral development. Ed. and comp. Dermanova I. B.-Saint Petersburg; 2002. (in Russian)

7. Voskresenskaya E. V., Melnik N. V., Kuhtova N. V. Psychology of fear and anxiety in sports activities (theory and practice): methodological recommendations. Vitebsk: 2015. (in Russian)

8. Rozov V. I. Methods of assessment and self-assessment of stress States. Prakticheskaya psikhologiya i sotsial’naya rabota [Practical psychology and social work]. 2007; 5 (98): 41–52. (in Russian)

9. Zemlyanoi D. A., Antonov A. A., Vasileva I. V., Ryzhov A. Yu., Ivanova P. A., Ushankova N. A. Features of the day of school children who are additionally engaged in sports sections. Meditsina: teoriya i praktika (Medicine: theory and practice). 2019; 4 (S.1): 221–222. (in Russian)

10. Suvorova A. V., Yakubova I. Sh., Meltzer A. V. Sanitary and hygienic support of the daily routine, educational process in General education organizations. Profilakticheskaya i klinicheskaya meditsina (Preventive and clinical medicine). 2017; 1 (62): 12–19. (in Russian)

11. Apoiko R. N. Evolutionary trends in reducing the duration and changes in the rules of duels in Greco-Roman and freestyle wrestling. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta (Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft). 2015; 5 (123): 18–24. doi: 10.5930/issn. 1994– 4683. 2015. 05.123.p18–24 (in Russian)

12. Panachev V. D., Panchenko S. V., Kusyakova R. F. Bullet shooting Training as a means of forming situational stress tolerance of University students. Nauchno-teoreticheskii zhurnal «Uchenye zapiski» (Scientific and theoretical journal «Scientific notes»). 2011: 1 (71): 82–86. (in Russian)

В соответствии с указом президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 правительство Российской Федерации утвердило план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, которые должны обеспечить снижение рисков для жизни и здоровья подрастающего поколения. Это представляется особенно важным, поскольку формирование здорового образа жизни в подростковой среде в условиях социально-экономических преобразований приобретает особое значение. Именно поэтому развитие физической культуры и массового детско-юношеского спорта является актуальным направлением социальной политики государства. Вовлечение в массовый спорт детей и подростков способствует формированию, сохранению и укреплению их здоровья. При этом необходимо иметь в виду, что стремление детей к высоким результатам при занятиях спортом часто может приводить к значительным физическим [1] и психоэмоциональным нагрузкам [2]. Известно, что интенсивность изменений организма спортсменов подросткового возраста характеризуется не только динамикой морфофункциональных показателей, но и лабильностью психоэмоциональных процессов, что нередко проявляется в неадекватных поведенческих реакциях при тренировках в спортивном коллективе и на соревнованиях различного уровня, а также в семье и быту [2]. Таким образом, вопросы обеспечения безопасной среды и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям для занятий спортом [3], соблюдения режима дня школьников-спортсменов, изучения их здоровья [4], в том числе и психоэмоционального состояния [5], являются актуальными и определяют необходимость их дальнейшего изучения.

Цель исследования — изучить санитарно-гигиенические условия пребывания в спортивной школе, выявить особенности режима дня и образа жизни школьников-спортсменов и оценить их психоэмоциональное состояние.

Исследование осуществлялось на базе специализированной детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) олимпийского резерва по художественной гимнастике г. Санкт-Петербурга.

На первом этапе исследования проводилось изучение соответствия помещений для занятий художественной гимнастикой санитарно-эпидемиологическим требованиям. На втором этапе методом анкетирования оценивали режим дня и условия, влияющие на его формирование. На третьем этапе исследования у изучаемой группы спортсменок проведена оценка психоэмоционального состояния, для чего использовали методику на выявление уровня ситуативной и личностной тревожности (Ч. Спилбергер и Ю. Д. Ханин) [6], шкалу соревновательной личностной тревожности (Р. Мартенс) [7], опросник изучения собственной реакции на стрессовые события (Гринберг) [8].

Для Цитирования:
Потапова Елена Александровна, Щерба Елена Викторовна, Земляной Дмитрий Алексеевич, Данилова Виктория Валерьевна, Пузырев Виктор Геннадьевич, Васильева Ирина Валентиновна, Жаркова Валентина Денисовна, Влияние средовых факторов на психоэмоциональное состояние юных спортсменок. Санитарный врач. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: