Музейное дело в Республике Молдова как социальный институт начало формироваться примерно 120 лет назад. За более чем вековую историю отрасль прошла через разные потрясения и изменения, преодолела распад СССР и нашла новые пути развития в соответствии со спецификой истории и культуры страны. События, которые последовали после распада СССР, стали мощным для музейного дела республики мощным стимулом для дальнейшего создания стратегического плана развития и поиска собственной музейной политики.
Тараклия — город в южной части Молдавии, населенный преимущественно переселенцами-болгарами. Этот уникальный район имеет богатейшую культурную историю, отражением которой стали музеи, функционирующие в регионе. Развитие музейного дела в Тараклии позволяет сохранять огромное культурное наследие бессарабских болгар и представителей других народов — как материальное, так и нематериальное.
На протяжении последних десятилетий политический курс республики Молдова колеблется между Западом и Востоком, процессу европеизации препятствуют экономические и социокультурные проблемы. На фоне этих процессов искусство не получает столь необходимую им государственную поддержку, что негативно сказывается на их развитии. Национальный музей изобразительных искусств Республики Молдова вносит огромный вклад в развитие современного искусства, участвует в проведении международных мероприятий и помогает формировать имидж молдавского искусства за рубежом.
Александр Сергеевич Пушкин прожил в Кишиневе почти три года, это время оставило глубокий след в истории молдавской литературы. Дом купца Наумова, где после прибытия в Кишинев остановился великий русский поэт, сегодня принимает гостей в качестве Дома-музея Пушкина. Музей является одним из двух домов-музеев поэта и играет значительную роль в культурном пространстве Кишинева.
Национальный музей истории Молдовы — один из самых важных и значимых музеев в Республике Молдова, как с точки зрения содержательности его коллекций, так и относительно высокого престижа его научной деятельности и статуса. Музей подразделяется на несколько секций: Археология с Античной Историей, Средние века, История Бессарабии, Новейшая История и Клады. В коллекции Национального музея истории Молдовы около 300 тыс. экспонатов с исторической ценностью: археологические объекты, документация, фото, монеты, бытовые предметы, а также предметы декоративного и изобразительного искусства.
Посетители Национального музея этнографии и естественной истории всегда были главным стимулом его развития, внеся значительный вклад в создание истории одной из самых старых музейных учреждений страны и юго-восточной Европы. Этот короткий исторический обзор, сопровождающийся статистическими данными, отражает развитие потока посетителей на каждом этапе начиная с момента основания музея. В статье рассмотрены исторические факторы, которые способствовали или сокращали поток посетителей и представлена научная основа для выявления лучших практик привлечения публики в музей.
Для достижения целей европейских стратегий в области культурного наследия, страны-члены Европейского Союза выделяют значительные средства и разрабатывают национальные планы по цифровизации культурного наследия. В процессе цифровизации участвуют библиотеки, музеи, архивы, организации по сохранению наследия, университеты и исследовательские институты. Пока все страны, являющиеся членами или не являющиеся членами Европейского Союза, активизируют свои национальные программы цифровизации культурного наследия, которые у них есть уже много лет, Республика Молдова отстает в этом вопросе.
В контексте образовательных процессов, происходящих среди ромов, создание такого музея, где молодое поколение ромов может приходить и рассматривать артефакты популярной культуры, поможет преодолеть чуждость ромов к их собственной истории и культуре. Создание такого музея — это большой шаг к сохранению и изучению этой уникальной культуры.
Такие сферы культуры, как литература и музыка в своих ключевых характеристиках отличаются от других видов искусства тем, что не имеют пространственного измерения, и для того, чтобы стать объектом музейной экспозиции, им необходимо приобрести качество пространства. То есть, переходя в музей, они, так или иначе, преобразуются, становясь областью пространственно-временного искусства.
Хирино — это небольшое село в Шатковском районе Нижегородской области с населением чуть более 200 человек. Это село, как и тысячи других сел нашей страны, долгое время оставалось без должного внимания и финансирования — еще недавно здесь не было ничего, кроме разрушенного храма, покосившихся домов и здания сельской школы, зарастающего сорняками.