По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.02:7

Музей как культурный текст — об опыте создания современных литературных и музыкальных экспозиций

Теряева Н. координатор научной группы, ООО «КМВИ», г. Санкт-Петербург

Такие сферы культуры, как литература и музыка в своих ключевых характеристиках отличаются от других видов искусства тем, что не имеют пространственного измерения, и для того, чтобы стать объектом музейной экспозиции, им необходимо приобрести качество пространства. То есть, переходя в музей, они, так или иначе, преобразуются, становясь областью пространственно-временного искусства.

Литература:

1. Дженкс Ч. Зрелищный музей — между храмом и торговым центром // Пинакотека. — № 12, 2001. — С. 4–15.

2. Майстровская М. Музейная экспозиция: тенденции развития // Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века. — М., 1997. — С. 7.

3. Мастеница Е.Н. Литературные музеи в России: генезис и эволюция // Вестник СПбГУКИ. — № 2 (31), июнь 2017. — С. 110–111.

Музейная экспозиция невозможна без предметного ряда изначально (если опустить контекст виртуальных музеев), а в современных реалиях, в условиях борьбы музея за внимание посетителя каждое новое экспозиционное высказывание должно быть оригинальным, ёмким и впечатляющим, чтобы не затеряться в информационно-культурном пространстве. То есть наличие предмета и концептуальный способ его представления — путь, на котором возможна литературная или музыкальная экспозиция, претендующая на статус значимого культурного события.

Восходя в своих истоках к древнегреческому мусейону, храму муз, современный музей как никогда раньше приблизился к своему архаичному предку — никакой предмет уже не воспринимается вне музейного действа, вне идейного контекста и концептуального архитектурного решения. Эта тенденция провозглашена и осмыслена достаточно давно, но и в настоящее время остаётся актуальной: «… экспозиция наших дней, всё более тяготея к динамике, характеризуется многогранностью и сложностью концептуальных решений, остротой и яркостью своего пластического выражения, сближая экспозиционный жанр со спецификой театрального действа, с неким сценографическим построением музейной среды, которая всё в большей степени становится ‘игровой’» [2].

Компания «Комбинат музейно-выставочного искусства», активно используя сценографические приемы при создании экспозиции, стремится оставаться в рамках игры как действа, максимальной вовлеченности зрителя, но не игры как развлечения. Чтобы игра не превращалась в развлечение, очень важно не забывать об изначальных задачах музея, — просветительских, образовательных, затем уже к ним могут присоединяться те или иные сильные впечатления. То, что Ч. Дженкс выразил по поводу музея современного искусства, становится актуальным для любых экспозиций и выставок в контексте современной культурной парадигмы: «В музее современного искусства сталкиваются в самой острой и сильной форме категории духовности, культурных ценностей и экономической прибыли. <…> …зрелищный музей должен усвоить космическое видение — или же мы скоро устанем от этого зрелища». [1].

Для Цитирования:
Теряева Н., Музей как культурный текст — об опыте создания современных литературных и музыкальных экспозиций. Музей. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: