Изложен вариант технической реализации подхода к управлению тепловым режимом здания. Представлена реализация теоретических исследований как система управления тепловым режимом корпуса 3БВ ЮУрГУ. Описан процесс параметрической идентификации регуляторов базового канала и корректирующего контура, приведено описание алгоритма автоматической настройки системы управления тепловым режимом здания в целом.
Рассмотрен ряд существующих управляемых технических средств, способствующих обеспечению динамической устойчивости электроэнергетической системы. Описаны методы управления данными средствами. Рассмотрено новое техническое устройство - электромагнитный тормоз (ЭМТ), способный обеспечить устойчивость ЭЭС и улучшить качество переходного процесса. Среди основных преимуществ ЭМТ – наличие малой инерционности и воздействие непосредственно на баланс моментов на валу генерирующего агрегата, а также его параметры не зависят от параметров режима и сети ЭЭС. Кроме того, система регулирования ЭМТ может иметь независимый источник питания (аккумуляторная батарея; интегрированный в ЭМТ генератор), что позволяет обеспечить автономное питание системы возбуждения ЭМТ.
Рассмотрены свойства объектов без самовыравнивания, существующие схемы регулирования для них – автоматические системы регулирования (АСР) уровня жидкости и системы автоматического управления мощностью (САУМ). Исследование АСР уровня жидкости проводится на примере наиболее сложной АСР подобного типа на теплоэнергетических объектах – АСР уровня в барабане котла. Для анализа САУМ их можно рассмотреть в виде двухсвязных АСР мощности и давления пара, относя все, в том числе подчиненные локальные АСР (ЛАРС) технологических параметров энергоблока, к объекту управления.
Приведен анализ уровня автоматизации помольно-смесительного оборудования, в ходе которого определены общие перспективы развития и отмечена необходимость использования систем автоматического демпфирования колебаний для снижения виброактивности и сокращения энергетических затрат на осуществление балансировки помольно-смесительных агрегатов и грануляторов, используемых в строительной индустрии.
Проведен анализ колосникового холодильника как теплотехнического агрегата и объекта управления. Анализ существующего уровня автоматизации процесса охлаждения цементного клинкера в колосниковых холодильниках позволил выделить основные подходы к построению математической модели колосникового холодильника и проектированию систем управления охлаждением клинкера. Проведен анализ существующих разработок и внедренных на производстве систем. Отмечен вклад отечественных и зарубежных ученых в решение проблем управления агрегатами цементного производства. Обоснован выбор нейросетевой структуры как модели, позволяющей использовать статистические данные, собранные в ходе работы агрегата, и не требующей математического описания чрезмерной сложности. Выделены физические процессы, протекающие внутри колосникового холодильника, изучение которых можно проводить обособленно друг от друга. Обоснована целесообразность применения интегродифференциальных преобразований дробного порядка для описания динамических свойств объекта и синтеза законов управления.
Разработаны алгоритмы интеллектуальной поддержки режимов торможения с учетом компенсации инерционности замедлителей и отказов измерительных технических средств на тормозной позиции. Предложена блок-схема алгоритма идентификации остановки движущегося объекта свободного скатывания в зоне тормозной позиции. Разработаны алгоритмы прогнозирования опасных ситуаций боя движущихся объектов и нагонов на тормозной позиции. Разработаны алгоритмы формирования переменных интервальных скоростей выхода объектов из тормозной позиции.
Рассмотрены современные технологические платформы и автоматизированные системы управления верхнего управленческого уровня. Предложен метод преобразования (конвертирования) массивов данных из реляционных таблиц в графовые модели, что позволяет синтезировать графовые базы данных. Предложен метод конвертирования из нечетких моделей «сущность»-«связь» в нечеткие слабоструктурированные базы данных. Предложенные методы позволяют выполнить эффективное конвертирование больших объемов данных, представленных в массивах реляционных таблиц подсистем автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом, позволяют автоматизировать данные процессы и сократить временные и экономические затраты на переход к новым технологическим платформам.
Представлен прикладной программный комплекс, позволяющий проводить всесторонний тепловой анализ распределительных трансформаторов сухого и масляного исполнения. Использование разработанного программного комплекса позволяет значительно уменьшить объем натурных испытаний при расчете новых моделей распределительных трансформаторов. Применение программного комплекса в совместной работе с подсистемами оптимизации системы автоматизированного проектирования (САПР) трансформаторов позволяет рассчитывать оптимальные модели с достаточной точностью и высоким быстродействием.