Железнодорожная транспортная отрасль России обладает одной из крупнейших корпоративных информационных систем в Европе. Техническая оснащенность ОАО «РЖД» подвергается непрерывному улучшению, направленному на усовершенствование бизнес-процессов отрасли. ОАО «РЖД» тесно сотрудничает с РФФИ, проводя совместное финансирование ориентированных фундаментальных научных исследований, одним из приоритетных направлений которых является развитие технологий интеллектуального управления железнодорожными транспортными системами, реализуемое в виде ИСУЖТ [1]. Проблема развития интеллектуальных систем для транспортного комплекса, включающего десятки тысяч крупных и средних предприятий, создание единого информационного пространства, позволяющего осуществлять интеллектуальную поддержку как технологических, так и управленческих процессов, является сверхсложной задачей. Решению проблем, возникающих при анализе и синтезе систем, посвящена специализированная конференция «Интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте», регулярно проводимая с 2012 года по настоящее время.
Большую роль ИСУЖТ играют в общей концепции структурного реформирования компании ОАО «РЖД» в части организации информационной поддержки перехода территориально распределенной производственной деятельности к вертикально-ориентированным структурам (дирекциям). В процессе этого перехода было выявлено, что большинство подсистем нижнего уровня (например, микропроцессорные и релейно-процессорные централизации МПЦ Ebilock-950, ЭЦ-МТТК, РПЦ «Дон», диспетчерские централизации ДЦ «Юг» с РКП, «Сетунь», ДЦ МПК, системы горочной автоматизации КСАУ СП и др.) являются узкоспециализированными и жестко связаны с объектами автоматизации, стрелками, сигналами, участками, перегонами и станциями. В таких системах слабоструктурированная информации отсутствует. Вследствие этого они мало подвержены интеллектуализации, технологии которой можно успешно применить на среднем и верхнем уровнях управления.
На железнодорожном транспорте можно выделить ряд существующих технологий построения ИУС верхнего уровня управления. Одной из первых стала использоваться технология организации корпоративного хранилища данных (КИХ) ОАО «РЖД» с целью объединения разнородных БД и удобства дальнейшей аналитической обработки запросов. Такое хранилище построено на базе SASплатформы, которой оборудовались ИВЦ железных дорог, начиная с 1997 года. В работе [2] указывается, что на данное время КИХ стало для железной дороги отраслевым стандартом по бизнес-аналитике и основным источником отчетов для руководящего звена. Технология организации КИХ и его взаимодействия с предприятиями показана на рис. 1. Выгрузка данных из оперативных БД ГВЦ в КИХ производится в формате XML, наиболее распространенном для описания слабоструктурированных данных. Совершенствование версий SAS-продуктов приводит к использованию в них интеллектуальных технологий, SAS EIP (Enterprise Intelligence Platform, интегрированная интеллектуальная платформа) и SAS EGRC (Enterprise Governance, Risk and Compliance, управление рисками и согласование). Эти технологии направлены на интеллектуальную поддержку предоставления оперативной многокритериальной отчетности по перевозкам, для прогнозирования их объемов и спроса на транспортные услуги, управления рисками с их мониторингом и оценкой, оптимизации бизнес-процессов и повышения их эффективности, проведения маркетинговых исследований. Заметим, что ключевым компонентом КИХ является сервер SAS (Scalable Intelligence Server), который предполагает варианты организации хранилищ по принципам реляционных моделей данных и БД с параллельной обработкой и OLAP