По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2

Практические методы преобразования массивов данных в графовые базы в технологических платформах автоматизированных систем управления на железнодорожном транспорте

Климанская Е.В. Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону

Рассмотрены современные технологические платформы и автоматизированные системы управления верхнего управленческого уровня. Предложен метод преобразования (конвертирования) массивов данных из реляционных таблиц в графовые модели, что позволяет синтезировать графовые базы данных. Предложен метод конвертирования из нечетких моделей «сущность»-«связь» в нечеткие слабоструктурированные базы данных. Предложенные методы позволяют выполнить эффективное конвертирование больших объемов данных, представленных в массивах реляционных таблиц подсистем автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом, позволяют автоматизировать данные процессы и сократить временные и экономические затраты на переход к новым технологическим платформам.

Литература:

1. Матюхин В.Г., Шабунин А.Б. Построение ИТархитектуры производственного блока РЖД в рамках реализации проекта ИСУЖТ // Труды 2-й научно-технической конференции «Интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте ИСУЖТ-2013».  – М., 2013. – С. 18–22.

2. Бутаев К.Э. Решения SAS в ОАО «РЖД» // Connect! Мир связи. – 2009. – №3.

3. Бутакова М.А. Модели информационных потоков в системах массового обслуживания на транспорте. Монография. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2006.

4. Крылов В.В., Самохвалова С.С. Теория телетрафика и ее приложения. – СПб.: БВХ-Петербург, 2005. – 288 с.

5. Шелухин О.И., Осин А.В., Смольский С.М. Самоподобие и фракталы. Телекоммуникационные приложения. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008. – 368 с.

6. Butakova M., Klimanskaja E., Chernov A. Fast Algorithm for Simulation of Levy Stable Stochastic SelfSimilar Processes // Proceedings of IEEE Fifths International Conference on Intelligent Systems, Modeling and Simulation (ISMS 2014), Langkawi, Malaysia, 2014. – PP. 225–229. URL: http://uksim.info/isms2014/CD+ToC.pdf.

Железнодорожная транспортная отрасль России обладает одной из крупнейших корпоративных информационных систем в Европе. Техническая оснащенность ОАО «РЖД» подвергается непрерывному улучшению, направленному на усовершенствование бизнес-процессов отрасли. ОАО «РЖД» тесно сотрудничает с РФФИ, проводя совместное финансирование ориентированных фундаментальных научных исследований, одним из приоритетных направлений которых является развитие технологий интеллектуального управления железнодорожными транспортными системами, реализуемое в виде ИСУЖТ [1]. Проблема развития интеллектуальных систем для транспортного комплекса, включающего десятки тысяч крупных и средних предприятий, создание единого информационного пространства, позволяющего осуществлять интеллектуальную поддержку как технологических, так и управленческих процессов, является сверхсложной задачей. Решению проблем, возникающих при анализе и синтезе систем, посвящена специализированная конференция «Интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте», регулярно проводимая с 2012 года по настоящее время.

Большую роль ИСУЖТ играют в общей концепции структурного реформирования компании ОАО «РЖД» в части организации информационной поддержки перехода территориально распределенной производственной деятельности к вертикально-ориентированным структурам (дирекциям). В процессе этого перехода было выявлено, что большинство подсистем нижнего уровня (например, микропроцессорные и релейно-процессорные централизации МПЦ Ebilock-950, ЭЦ-МТТК, РПЦ «Дон», диспетчерские централизации ДЦ «Юг» с РКП, «Сетунь», ДЦ МПК, системы горочной автоматизации КСАУ СП и др.) являются узкоспециализированными и жестко связаны с объектами автоматизации, стрелками, сигналами, участками, перегонами и станциями. В таких системах слабоструктурированная информации отсутствует. Вследствие этого они мало подвержены интеллектуализации, технологии которой можно успешно применить на среднем и верхнем уровнях управления.

На железнодорожном транспорте можно выделить ряд существующих технологий построения ИУС верхнего уровня управления. Одной из первых стала использоваться технология организации корпоративного хранилища данных (КИХ) ОАО «РЖД» с целью объединения разнородных БД и удобства дальнейшей аналитической обработки запросов. Такое хранилище построено на базе SASплатформы, которой оборудовались ИВЦ железных дорог, начиная с 1997 года. В работе [2] указывается, что на данное время КИХ стало для железной дороги отраслевым стандартом по бизнес-аналитике и основным источником отчетов для руководящего звена. Технология организации КИХ и его взаимодействия с предприятиями показана на рис. 1. Выгрузка данных из оперативных БД ГВЦ в КИХ производится в формате XML, наиболее распространенном для описания слабоструктурированных данных. Совершенствование версий SAS-продуктов приводит к использованию в них интеллектуальных технологий, SAS EIP (Enterprise Intelligence Platform, интегрированная интеллектуальная платформа) и SAS EGRC (Enterprise Governance, Risk and Compliance, управление рисками и согласование). Эти технологии направлены на интеллектуальную поддержку предоставления оперативной многокритериальной отчетности по перевозкам, для прогнозирования их объемов и спроса на транспортные услуги, управления рисками с их мониторингом и оценкой, оптимизации бизнес-процессов и повышения их эффективности, проведения маркетинговых исследований. Заметим, что ключевым компонентом КИХ является сервер SAS (Scalable Intelligence Server), который предполагает варианты организации хранилищ по принципам реляционных моделей данных и БД с параллельной обработкой и OLAP

Для Цитирования:
Климанская Е.В., , Практические методы преобразования массивов данных в графовые базы в технологических платформах автоматизированных систем управления на железнодорожном транспорте. КИП и автоматика: обслуживание и ремонт. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: