В России государственные органы выступают в качестве не только управляющего регулятора, но и владельца грандиозной медицинской системы, называемой отраслью здравоохранения. С горечью приходится констатировать, что год от года административное законодательство только разрастается в объемах. Еще десятилетие назад трудно было представить, что государство захочет пойти в сфере контроля качества медицинской помощи настолько далеко и основательно. Тем не в существующей нормативной базе по вопросам качества медицинской помощи имеется много дефектов, противоречий и коллизий. В современную эру искусственного интеллекта и «цифровой России» возникла насущная потребность в создании новой системы управления в сфере здравоохранения, которая могла бы обеспечить истинную, а не декларируемую отчетами чиновников экономическую заинтересованность в результатах лечения, возможность использования передовых технологий, гарантирующих максимально эффективные методы ведения больных. В этой связи цель нашей статьи состояла в том, чтобы четко определить место системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в управлении учреждениями здравоохранения и основные недостатки ее организации в настоящее время. Авторы считают, что основные подходы к организации результативного контроля следует брать из теории управления. В регламенте контроля должны определяться его основные характеристики: всеобъемлющий, всесторонний, своевременный, простой по осуществлению, обеспечивающий непрерывное повторение процесса управления в новой фазе, имеющий научно обоснованные методы его осуществления с позиции как негативного, так и позитивного подходов.