По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2104-03

Критический взгляд на систему контроля в здравоохранении

Наталья Константиновна Гусева д-р мед. наук, профессор, член Нижегородской региональной общественной организации «Ассоциация специалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью», общественный деятель, E-mail: medexpert52@mail.ru
Виталий Анатольевич Бердутин канд. мед. наук, доцент кафедры выездного и инновационного обучения по интегрированным дисциплинам Медико-биологического университета инноваций и непрерывного образования Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр имени А. И. Бурназяна» ФМБА России, заместитель начальника договорного отдела ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России, федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства (ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России), 603001, г. Нижний Новгород, Россия, E-mail: kartikeya2691@yahoo.com, https://orcid.org/0000-0003-3211-0899

В России государственные органы выступают в качестве не только управляющего регулятора, но и владельца грандиозной медицинской системы, называемой отраслью здравоохранения. С горечью приходится констатировать, что год от года административное законодательство только разрастается в объемах. Еще десятилетие назад трудно было представить, что государство захочет пойти в сфере контроля качества медицинской помощи настолько далеко и основательно. Тем не в существующей нормативной базе по вопросам качества медицинской помощи имеется много дефектов, противоречий и коллизий. В современную эру искусственного интеллекта и «цифровой России» возникла насущная потребность в создании новой системы управления в сфере здравоохранения, которая могла бы обеспечить истинную, а не декларируемую отчетами чиновников экономическую заинтересованность в результатах лечения, возможность использования передовых технологий, гарантирующих максимально эффективные методы ведения больных. В этой связи цель нашей статьи состояла в том, чтобы четко определить место системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в управлении учреждениями здравоохранения и основные недостатки ее организации в настоящее время. Авторы считают, что основные подходы к организации результативного контроля следует брать из теории управления. В регламенте контроля должны определяться его основные характеристики: всеобъемлющий, всесторонний, своевременный, простой по осуществлению, обеспечивающий непрерывное повторение процесса управления в новой фазе, имеющий научно обоснованные методы его осуществления с позиции как негативного, так и позитивного подходов.

Литература:

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково»).

4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012 № 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

5. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.05.2015 № 240н «Об утверждении методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания медицинских услуг медицинскими организациями».

7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в т. ч. высокотехнологичной), скорой (в т. ч. скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».

9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев качества медицинской помощи».

10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2014 № 787н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями».

11. Приказ Росздравнадзора от 20.12.2017 № 10450 «Об утверждении форм проверочных листов (список контрольных вопросов), используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при проведении плановых проверок при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

12. Приказ Росздравнадзора России от 20.12.2017 № 10449 «Об утверждении форм проверочных листов (список контрольных вопросов), используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при проведении плановых проверок при осуществлении государственного контроля за обращением медицинских изделий».

13. Приказ ФФОМС РФ от 22.02.2017 № 45 «О внесении изменений в Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, утвержденный приказом ФФОМС от 01.12.2010 г. № 230».

14. Сухоруких О. А., Галеева Ж. А., Лукъянцева Д. В., Шубина Л. С. и др. Алгоритм внедрения критериев оценки КМП. Управление здравоохранением. 2017. № 4. С. 62–69.

15. Гусева Н. К., Бердутин В. А., Доютова М. В. Современные методы управления в медицинских организациях: учебное пособие. Н. Новгород; 2015; 140 с.

16. Сисигина Н. Н., Мельникова Л. С., Назаров В. С. Роль страховых медицинских организаций в управлении качеством медицинской помощи. Управление здравоохранением, 2015. № 1. С. 43–41.

17. Бердутин В. А., Бердутина Э. В. Логистика прикладных решений для бережливого здравоохранения и соционическая типология. LAP LAMBERT Academic Publishing: BeauBassin; 2020; 213 с.

18. Избыточное государственное регулирование — основная угроза развитию частной медицины. URL: http://www.sarmedinfo.ru/privatemedicine/2020/02/12/izbytochnoe-gosudarstvennoe-regulirovanie-osnovnaya-ugroza-razvitiyu-chastnoy-meditsiny-/

19. Россия заняла 124 место в рейтинге стран мира по уровню расходов на здравоохранение. URL: https://www.rosbalt.ru/world/2020/06/10/1848211.html

20. Федорова Н. В. Одноканальная система финансирования здравоохранения в РФ: преимущества и недостатки. Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 3. С. 61–63.

21. Примерное положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации. URL: http://xn----7sbbahcmga faski8a2afibqaixke4dxd.xn--p1ai/publ/kachestvo_medicinskoj_pomoshhi/primernoe_ polozhenie_o_vnutrennem_kontrole_kachestva_i_bezopasnosti_medicinskoj_ dejatelnosti_v_medicinskoj_organizacii/20-1-0-355

22. ЦНИИОИЗ заявил о несоответствии системы ОМС принципам страхования. URL: https://medvestnik.ru/content/news/CNIIOIZ-zayavil-o-nesootvetstvii-sistemy-OMS-principam-strahovaniya.html

23. Rakhmanova N. Quality Improvement Handbook. A Guide for Enhancing the Performance of Health Care Systems. FHI 360; 2017; 132 p.

1. Federalnyi zakon ot 21.11.2011g. 323-FZ «Ob osnovakh okhrany zdorovia grazhdan v Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law of 21.11.2011. 323-FZ «On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation»]. (In Russ.)

2. Postanovlenie Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 12.11.2012g. № 1152 «Ob utverzhdenii Polozheniia o gosudarstvennom kontrole kachestva i bezopasnosti meditsinskoi deiatelnosti» [Decree of the Government of the Russian Federation of 12.11.2012. No. 1152 «On approval of the Regulation on state control of the quality and safety of medical activities»]. (In Russ.)

3. Postanovlenie Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 16.04.2012g. № 291 «O litsenzirovanii meditsinskoi deiatelnosti (za iskliucheniem ukazannoi deiatelnosti, osushchestvliaemoi meditsinskimi organizatsiiami i drugimi organizatsiiami, vkhodiashchimi v chastnuiu sistemu zdravookhraneniia na territorii innovatsionnogo tsentra «Skolkovo») [Decree of the Government of the Russian Federation dated 04.16.2012. No. 291 «On licensing medical activities (except for the specified activities carried out by medical organizations and other organizations that are part of the private healthcare system on the territory of the Skolkovo innovation center»)]. (In Russ.)

4. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniia Rossiiskoi Federatsii ot 21.12.2012g. № 1340n «Ob utverzhdenii poriadka organizatsii i provedeniia vedomstvennogo kontrolia kachestva i bezopasnosti meditsinskoi deiatelnosti» [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 21.12.2012. No. 1340n «On approval of the procedure for organizing and conducting departmental quality and safety control of medical activities»]. (In Russ.)

5. Prikaz Federalnogo fonda obiazatelnogo meditsinskogo strakhovaniia ot 01.12.2010g. № 230 «Ob utverzhdenii Poriadka organizatsii i provedeniia kontrolia obiemov, srokov, kachestva i uslovii predostavleniia meditsinskoi pomoshchi po obiazatelnomu meditsinskomu strakhovaniiu» [Order of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund dated 01.12.2010. № 230 «On approval of the Procedure for organizing and conducting control of volumes, terms, quality and conditions for the provision of medical care for compulsory health insurance»]. (In Russ.)

6. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniia Rossiiskoi Federatsii ot 14.05.2015g. № 240n «Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsii po provedeniiu nezavisimoi otsenki kachestva okazaniia meditsinskikh uslug meditsinskimi organizatsiiami» [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated May 14, 2015. No. 240n «On approval of methodological recommendations for conducting an independent assessment of the quality of the provision of medical services by medical organizations»]. (In Russ.)

7. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniia Rossiiskoi Federatsii ot 31.07.2020 g. № 785n «Ob utverzhdenii Trebovanii k organizatsii i provedeniiu vnutrennego kontrolia kachestva i bezopasnosti meditsinskoi deiatelnosti» [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of July 31, 2020 No. 785n «On approval of the Requirements for the organization and conduct of internal quality control and safety of medical activities»]. (In Russ.)

8. Prikaz MZ RF ot 11.03.2013g. № 121n «Ob utverzhdenii Trebovanii k organizatsii i vypolneniiu rabot (uslug) pri okazanii pervichnoi mediko-sanitarnoi, spetsializirovannoi (v t.ch. vysokotekhnologichnoi), skoroi (v t.ch. skoroi spetsializirovannoi), palliativnoi meditsinskoi pomoshchi, okazanii meditsinskoi pomoshchi pri sanatorno-kurortnom lechenii, pri provedenii meditsinskikh ekspertiz, meditsinskikh osmotrov, meditsinskikh osvidetelstvovanii i sanitarno-protivoepidemicheskikh (profilakticheskikh) meropriiatii v ramkakh okazaniia meditsinskoi pomoshchi, pri transplantatsii (peresadke) organov i (ili) tkanei, obrashchenii donorskoi krovi i (ili) ee komponentov v meditsinskikh tseliakh» [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of 03/11/2013. No. 121n «On approval of the Requirements for the organization and performance of work (services) in the provision of primary health care, specialized (including high-tech), emergency (including specialized emergency), palliative care, medical care for resort treatment, during medical expert examinations, medical examinations, and sanitary and anti-epidemic (preventive) measures within the framework of medical care, during transplantation of organs and (or) tissues, circulation of donor blood and (or) its components for medical purposes»]. (In Russ.)

9. Prikaz Minzdrava Rossii ot 10.05.2017g. № 203n «Ob utverzhdenii kriteriev kachestva meditsinskoi pomoshchi» [Order of the Ministry of Health of Russia dated 05/10/2017. No. 203n «On approval of the criteria for the quality of medical care»]. (In Russ.)

10. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniia Rossiiskoi Federatsii ot 28.11.2014g. № 787n «Ob utverzhdenii pokazatelei, kharakterizuiushchikh obshchie kriterii otsenki kachestva okazaniia uslug meditsinskimi organizatsiiami» [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated November 28, 2014. No. 787n «On the approval of indicators characterizing the general criteria for assessing the quality of the provision of services by medical organizations»]. (In Russ.)

11. Prikaz Roszdravnadzora Rossii ot 20.12.2017g. № 10450 «Ob utverzhdenii form proverochnykh listov (spisok kontrolnykh voprosov), ispolzuemykh Federalnoi sluzhboi po nadzoru v sfere zdravookhraneniia i ee territorialnymi organami pri provedenii planovykh proverok pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolia kachestva i bezopasnosti meditsinskoi deiatelnosti» [Order of Roszdravnadzor of Russia dated 20.12.2017. No. 10450 «On approval of the forms of checklists (list of control questions) used by the Federal Service for Surveillance in Healthcare and its territorial bodies during scheduled inspections in the implementation of state control of the quality and safety of medical activities»]. (In Russ.)

12. Prikaz Roszdravnadzora Rossii ot 20.12.2017g. № 10449 «Ob utverzhdenii form proverochnykh listov (spisok kontrolnykh voprosov), ispolzuemykh Federalnoi sluzhboi po nadzoru v sfere zdravookhraneniia i ee territorialnymi organami pri provedenii planovykh proverok pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolia za obrashcheniem meditsinskikh izdelii» [Order of Roszdravnadzor of Russia dated 20.12.2017. No. 10449 «On approval of the forms of checklists (list of control questions) used by the Federal Service for Supervision in Healthcare and its territorial bodies during scheduled inspections in the implementation of state control over the circulation of medical devices»]. (In Russ.)

13. Prikaz FFOMS RF ot 22.02.2017g. № 45 «O vnesenii izmenenii v Poriadok organizatsii i provedeniia kontrolia obiemov, srokov, kachestva i uslovii predostavleniia meditsinskoi pomoshchi po OMS, utverzhdennyi prikazom FFOMS ot 01.12.2010g. № 230» [Order of the FFOMS RF dated 22.02.2017. No. 45 «On amendments to the procedure for organizing and controlling the volumes, timing, quality and conditions of provision of medical care under compulsory medical insurance, approved by order of the FFOMS dated 01.12.2010. No. 230»]. (In Russ.)

14. Sukhorukikh O. A., Galeeva Zh. A., Lukiantseva D. V., Shubina L. S. et al. Algoritm vnedreniia kriteriev otsenki KMP [Algorithm for the implementation of criteria for assessing the ILC] // Upravlenie zdravookhraneniem [Healthcare Management], 2017; No. 4; P. 62–69. (In Russ.)

15. Guseva N. K., Berdutin V. A., Doiutova M. V. Sovremennye metody upravleniia v meditsinskikh organizatsiiakh: Uchebnoe posobie [Modern methods of management in medical organizations: Textbook]. N. Novgorod; 2015; 140 p. (In Russ.)

16. Sisigina N. N., Melnikova L. S., Nazarov V. S. Rol strakhovykh meditsinskikh organizatsii v upravlenii kachestvom meditsinskoi pomoshchi [The role of medical insurance organizations in managing the quality of medical care] // Upravlenie zdravookhraneniem [Healthcare Management], 2015; No. 1; P. 43–41. (In Russ.)

17. Berdutin V. A., Berdutina E. V. Logistika prikladnykh reshenii dlia berezhlivogo zdravookhraneniia i sotsionicheskaia tipologiia [Logistics of applied solutions for lean healthcare and socionic typology]. LAP LAMBERT Academic Publishing: BeauBassin; 2020; 213 p. (In Russ.)

18. Izbytochnoe gosudarstvennoe regulirovanie — osnovnaia ugroza razvitiiu chastnoi meditsiny [Excessive government regulation is the main threat to the development of private medicine] http://www.sarmedinfo.ru/privatemedicine/2020/02/12/izbytochnoe-gosudarstvennoe-regulirovanie-osnovnaya-ugroza-razvitiyu-chastnoy-meditsiny-/. (In Russ.)

19. Rossiia zaniala 124 mesto v reitinge stran mira po urovniu raskhodov na zdravookhranenie [Russia took 124th place in the ranking of countries in the world in terms of health care expenditures]. https://www.rosbalt.ru/world/2020/06/10/1848211.html. (In Russ.)

20. Fedorova N. V. Odnokanalnaia sistema finansirovaniia zdravookhraneniia v RF: preimushchestva i nedostatki [Single-channel healthcare financing system in the Russian Federation: advantages and disadvantages] // Nauchnoe obozrenie. Ekonomicheskie nauki [Scientific review. Economic sciences]; 2016; No. 3; P. 61–63. (In Russ.)

21. Primernoe polozhenie o vnutrennem kontrole kachestva i bezopasnosti meditsinskoi deiatelnosti v meditsinskoi organizatsii [Approximate provision on internal quality control and safety of medical activities in a medical organization]. http://xn----7sbbahcmgafaski8a2 afibqaixke4dxd.xn--p1ai/publ/kachestvo_medicinskoj_pomoshhi/primernoe_polozhenie_o_vnutrennem_kontrole_kachestva_i_ bezopasnosti_medicinskoj_dejatelnosti_v_medicinskoj_organizacii/20-1-0-355. (In Russ.)

22. TsNIIOIZ zaiavil o nesootvetstvii sistemy OMS printsipam strakhovaniia [Central Research Institute of Organization and Informatization of the Ministry of Health announced the inconsistency of the CHI system with the principles of insurance]. https://medvestnik.ru/content/news/CNIIOIZ-zayavil-o-nesootvetstvii-sistemy-OMS-principam-strahovaniya.html. (In Russ.)

23. Rakhmanova N. Quality Improvement Handbook. A Guide for Enhancing the Performance of Health Care Systems. FHI 360; 2017; 132 p.

В России государственные органы выступают в качестве не только управляющего регулятора, но и владельца грандиозной медицинской системы, называемой отраслью здравоохранения. Минздрав почему-то озабочен не столько вопросами правового регулирования в сфере медицины, сколько вопросами управления подведомственными учреждениями и организациями. Отсюда содержание и смысл всех издаваемых нормативных актов. По своей сути они гораздо менее правовые, нежели управленческие. К примеру, 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» содержит лишь указание на то, что Министерство здравоохранения вправе устанавливать порядки оказания медицинской помощи и что эти порядки могут содержать стандарты оснащения [1]. У ведомства нет никаких препятствий в части наполнения этих стандартов; также не предусмотрено никаких процедур экспертизы принимаемых документов.

Сегодня, увы, отсутствуют нормативные предохранители, которые делали бы невозможным принятие государственным ведомством какого-либо абсурдного акта либо препятствовали приобретению данным актом противоправного характера. Если это будет нормативный акт, изданный с соблюдением всех формальных процедур, то любой проверяющий из Росздравнадзора будет иметь достаточные основания, чтобы при строгом соблюдении закона наложить на медиков те или иные санкции. С горечью приходится констатировать, что год от года административное законодательство только разрастается в объемах. Еще десятилетие назад трудно было представить, что государство захочет пойти в сфере контроля качества медицинской помощи настолько далеко и основательно [18]. 1 января 2021 г. вступил в силу приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 785н, в очередной раз обновляющий требования к организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Документ содержит перечень мероприятий, которые клиники должны включать во внутренний аудит, сроки проведения проверок, правила оформления их результатов [7]. Между тем, по мнению юристов, он не повлечет за собой глобальный пересмотр системы внутреннего контроля, сложившегося в организациях.

Для Цитирования:
Наталья Константиновна Гусева, Виталий Анатольевич Бердутин, Критический взгляд на систему контроля в здравоохранении. ГЛАВВРАЧ. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: