Термин гуманитарной дипломатии претерпевает ряд изменений в политическом дискурсе международных отношений. Уже сейчас различные государства и международные организации вкладывают в него различное наполнение. В данной статье мы рассмотрим то, как Италия — родоначальник современной дипломатической системы, реализует на практике гуманитарную дипломатию в широком значении данного термина. Если изначально в понятие «гуманитарная дипломатия» вкладывалось значение только «оказание гуманитарной помощи уязвимым слоям населения во время конфликта и жертвам катаклизмов природного или антропогенного происхождения», то сегодня это уже целый зонтичный концепт, включающий в себя широкую палитру гуманитарного сотрудничества на постоянной основе в таких областях, как культура, наука, образование, молодежь, туризм. Особое значение в работе уделяется институализации гуманитарной дипломатии в процессии «трансформации» внешнеполитической системы Итальянской Республики. Кроме того, автором изучаются культурная и научная составляющая международной деятельности государства на примере сотрудничества с такими «уязвимыми» регионами, как Африка и Средиземноморье. Как показал анализ планов и отчетов профильных итальянских структур, а именно: Министерство иностранных дел и международного сотрудничества, Итальянское агентство по сотрудничеству, основными направлениями для сотрудничества в гуманитарной сфере стали: образование, фундаментальные исследования проблем экологии, сельского хозяйства, чистой воды и гендерной политики. Фактически деятельность в области гуманитарной дипломатии охватывает большинство сфер, имеющих универсальный, всеобъемлющий характер. Делается вывод о том, что итальянская модель гуманитарной дипломатии следует общемировым «трендам» реформирования министерств иностранных дел, а также «создает» собственные практики дипломатического дискурса — правовая и «гибридная» дипломатии, которые, к сожалению, на данный момент не получили широкого распространения и по своей сути в первом случае представляет часть многосторонней (конвенциональной), а во втором — дана скорее характеристика, чем самостоятельная форма внешнеполитической деятельности, в крайнем случае — часть публичной дипломатии.