После распада Социалистической Федеративной Республики Югославии Сербия проводила непоследовательную внешнюю политику с неопределенными и запутанными приоритетами. Внешнеполитическая ориентация, приоритеты и открытые вопросы являлись ключевыми факторами для смены руководства, т. е. для выбора граждан определенного политического варианта на выборах на всех уровнях [20, с. 5]. Говорить о взвешенном и последовательном внешнеполитическом курсе Белграда стало возможным с середины двухтысячных годов, когда, будучи в составе Государственного союза Сербии и Черногории, Сербия начала переговоры о присоединении к Европейскому союзу. Приоритеты сербской внешней политики были сформулированы в 2009 г. тогдашним президентом Сербии Борисом Тадичем. Тадич заявил, что Сербия опирается на четыре столпа — Европейский союз, Россию, КНР, США. Белград придерживается этого подхода и сегодня.
Участие в процессах европейской интеграции Белградом названо приоритетным направлением развития страны, по сей день оно сопровождается выстраиванием последовательных и прагматичных отношений с другими ключевыми партнерами, в том числе с Россией и Китаем. 1 марта 2012 г. Белград получил официальный статус страны-кандидата на вступление, переговоры о евроинтеграции начались 21 января 2014 г. в Брюсселе. На данный момент согласовано Переговорное досье, состоящее из 17 глав, в соответствии с которым Белград должен провести реформы в социально-экономической сфере, а именно привести законодательство и положение дел в стране в соответствие с нормами и требованиями Евросоюза. Именно этот документ сегодня играет главенствующую роль для Белграда при разработке внутренней и внешней политики.
Процесс евроинтеграции имеет не только приоритетное значение для Сербии, но и оказывает на нее наибольшее влияние. Однако это вовсе не означает, что Сербия идет в фарватере Брюсселя, безоговорочно следуя всем поступающим с Запада сигналам. Республика Сербия в отличие от других «новых демократий » все еще избегает окончательного выбора патрона и старается проводить политику многовекторности, балансируя между интересами ведущих игроков мировой политики (прежде всего Германия, ЕС, Китай , Россия, США, Франция) [12, c. 90]. Такая политика обусловлена еще и тем, что через Сербию проходят важные торговые пути, соединяющие Западную и Центральную Европу с Ближним и Средним Востоком. В этой связи Белград не заинтересован в развитии отношений с одним из «полюсов». Александр Вучич вслед за своими предшественниками на всех площадках повторяет: «Сербия никогда не пожертвует отношениями с Россией ради членства в ЕС» [4]. Безусловно, в Брюсселе и Вашингтоне такая политика сербских властей вызывает раздражение и постоянно подвергается критике. ЕС оказывает давление на сербское руководство, одним из рычагов которого является намеренное замедление процесса евроинтеграции Балканского государства.