По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.94, 339.5 DOI:10.33920/vne-01-2206-04

Многовекторность внешней политики Cербии: содержание, значение, перспективы

Кобельков Руслан Александрович магистр международных отношений, аспирант, ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации», 119021, Россия, г. Москвa, ул. Остоженка, 53/2, стр. 1, Е-mail: ruslan.kobelkov@mail.ru

Республика Сербия на протяжении всей своей истории стремилась проводить независимую многовекторную внешнюю политику. Выгодное географическое положение в самом центре Балканского полуострова позволяло сербам оставаться ключевым звеном между Востоком и Западом. Но сегодня Белград сталкивается с беспрецедентным давлением со стороны США и их союзников в Европе. Вашингтон и Брюссель стремятся реализовать сценарии других государств бывшей Югославии и окончательно лишить Сербию возможности проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Такой исход угрожает не только государственным интересам Сербии, но и связям Белграда с Москвой. Однако Белград в условиях диаметрально противоположных позиций с Западом по ряду ключевых вопросов развивает успешное и эффективное экономическое взаимодействие c Соединенными Штатами и Европейским союзом, совмещая его с тесным и взаимовыгодным сотрудничеством с Россией и Китаем. Многовекторный подход продиктован прежде всего стратегической значимостью каждого из сербских внешнеполитических партнеров в областях экономики, энергетики, науки, инфраструктуры или безопасности. Изменение политического курса Белграда может привести к серьезным последствиям как в самой Сербии, так и в регионе.

Литература:

1. «Я предлагал бомбить Белград»: в Сербии помнят слова Байдена 24.21.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vesti.ru/article/2541283

2. Бериша Х., Викторович З. Глобальные отношения Российской Федерации и Китайской Народной Республики сквозь призму Республики Сербия//Русская политология. 2017. № 4. С. 15–34.

3. Бодунов А. Балканский ящик Пандоры: чем обернулись для Косова 10 лет «независимости» [Электронный ресурс]. — URL: https://russian.rt.com/world/article/482999-kosovo-desiat-let-nezavismost

4. Вучич А.: «Балканы хотят уважительного к себе отношения» [Электронный ресурс]. — URL: https://russian.rt.com/world/article/561448-prezident-vuchich-serbiya-intervju

5. Вучич заявил, что соглашение в Вашингтоне не признает Косово объектом международного права 04.09.2022 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9377251?

6. Гринберг Ф. Б. Сербско-российские отношения: история трансформации и перспективы сотрудничества на современном этапе//Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. T. 7. № 5. Ч. 1. С. 29–33.

7. Искандеров П. США-Байден-Балканы: осторожный пессимизм 12.11.2020 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://interaffairs.ru/news/show/28078?

8. Курти отказывается признать Вашингтонское соглашение действительным 08.07.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://regnum.ru/news/3316096.html?

9. Манойлович Н. Трансформация внешней политики Сербии на современном этапе (европейское направление): дисс. … канд. полит. наук: 23.00.04: [Место защиты: ФГБОУ ВО Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации], 2017.

10. Муравьева Е. О., Харичкин И. К. Внешнеполитическая ориентация Республики Сербии: исторический выбор между Россией и Западом//Огарёв-Online. 2018. № 6 С. 1–8.

11. Пономарева Е. Г., Крыканов Д. Д. Балканское дыхание Пекина стратегия и тактика китайского присутствия в странах Западных Балкан//Полития. 2020. № 1 (96). С. 117–136.

12. Пономарева Е. Г., Младенович М. Сербия: многовекторность как выход из тупика стратегической уязвимости//Сравнительная политика. 2020. № 1. С. 88–103.

13. Analiza Instituta RUSI: Srbija za sada uspešno balansira između Rusije i Kine 24.09.2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://rs.n1info.com/vesti/a653287-analiza-instituta-rusi-srbija-za-sada-uspesno-balansira-izmedju-rusije-i-kine/

14. Benefiti trgovine Srbije i EU 09.03.2022 [Электронный ресурс]. — URL: https://europa.rs/trgovina/

15. Dimitrijević D., Achievements and Challenges for China Investments in Serbia//Управленческое консультрование. 2018. № 6. PP. 88–101.

16. Filipović A., Alimov A. A. Russian-Serbian relations — challenges and perspectives//Общество. Среда. Развитие. 2018. № 4. PP. 31–32.

17. Filipovi M. Kineski put ka Evropi 18.04.2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vreme.com/vreme/kineski-put-ka-evropi/

18. Izvoz robe u Kinu raste, ali njen prevoz poskupljuje 11.03.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.politika.rs/sr/clanak/474751/Izvoz-robe-u-Kinu-raste-ali-njen-prevoz-poskupljuje

19. Klasnic J. Ko stvarno najviše ulaže u Srbiju 18.08.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.danas.rs/dijalog/licni-stavovi/ko-stvarno-najvise-ulaze-u-srbiju/

20. Petrovi N., Novaković I., Odetiri stuba spoljne politike do evropskih integracija: postoji li volja za strateško usmerenje spoljne politike Srbije? Beograd 2013. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.isac-fund.org/download/Od_cetiri_stuba_spoljne_politike_do_evropskih_ integracija.pdf

21. Reakcije na potpisivanje sporazuma Beograda i Prištine 19.04.2013 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.novosti.rs/vesti/naslovna/politika/aktuelno.289.html:430258-Reakcije-na-potpisivanje-sporazuma-Beograda-i-Pristine

22. Saradnja Srbije i Kine: Nova ulaganja ili novi dug prema Pekingu? 09.02.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.glasamerike.net/a/saradnja-srbije-i-kine-nova-ulaganja-ili-novi-dug-prema-pekingu-/5771379.html

23. Srbija i Amerika u Bajdenovoj eri 16.04.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://bezbednost.org/wp-content/uploads/2021/04/Srbija-i-Amerika-u-Bajdenovoj-eri-1.pdf

24. U. S. Relations With Serbia. Bilateral relations fact sheet. Bureau of European and Eurasian affairs. 23.06.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.state.gov/u-s-relations-with-serbia/

25. Vuksanovi V., US foreign policy in the Balkans: New chapter//Belgrade Centre for Security Policy 2021 PP. 1–8.

26. Zašto je ova Putinova poseta Srbiji bila najznaajnija do sada 15.09.2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://rs.sputniknews.com/analize/201909151120843478-slavenko-terzic-rus-u-beogradu-nije-stranac-kao-ni-srbin-u-moskvi/

1. «I was suggesting to bomb Belgrade»: Biden’s words are remembered in Serbia 24.21.2021 [Electronic resource]. — URL: https://www.vesti.ru/article/2541283

2. Berisha H., Viktorovich Z. Global relations between the Russian Federation and the People's Republic of China against the prism of the Republic of Serbia//Russian Political Science. 2017. No. 4. PP. 15–34.

3. Bodunov A. Balkan Pandora's Box: what turned out for Kosovo 10 years of "independence" [Electronic resource]. — URL: https://russian.rt.com/world/article/482999-kosovo-desiat-let-nezavismost

4. Vučić A.: "The Balkans have a great respect for themselves" [Electronic resource]. — URL: https://russian.rt.com/world/article/561448-president-vuchich-serbiya-intervju

5. Vucic said that the agreement in Washington does not recognize Kosovo receiving international rights on 09/04/2022 [Electronic resource]. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9377251?

6. Grinberg F. B., Serbian-Russian relations: the history of transformation and prospects for cooperation on private issues//Historical and socio-educational thought. Volume 7. No. 5. Part 1. 2015. PP. 29–33.

7. Iskanderov. P. USA-Biden-Balkans: cautious pessimism 11/12/2020 [Electronic resource]. — URL: https://interaffairs.ru/news/show/28078?

8. The court refuses to make Washington's decision final on 07/08/2021 [Electronic resource]. — URL: https://regnum.ru/news/3316096.html?

9. Manojlovic N., Transformation of Serbian foreign policy into a social movement (European direction): dis. … cand. polit. Sciences: 23.00.04: [Place of defense: Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation], 2017.

10. Muravieva E. O., Kharichkin I. K., Foreign policy orientation of the Republic of Serbia: a historical choice between Russia and the West//Ogaryov-Online. 2018. No. 6 PP. 1–8.

11. Ponomareva E. G., Krykanov D. D. Balkan breath of Beijing strategy and tactics of the Chinese presence in the countries of the Western Balkans//Politiya. 2020. No. 1 (96). PP. 117–136

12. Ponomareva E. G., Mladenovic M., Serbia: multi-vector approach as a way out of the impasse of strategic vulnerability//Comparative Politics. 2020. № 1. PP. 88–103..

13. Analiza Instituta RUSI: Srbija za sada uspešno balansira između Rusije i Kine 24.09.2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://rs.n1info.com/vesti/a653287-analiza-instituta-rusi-srbija-za-sada-uspesno-balansira-izmedju-rusije-i-kine/

14. Benefi ti trgovine Srbije i EU 09.03.2022 [Электронный ресурс]. — URL: https://europa.rs/trgovina/

15. Dimitrijević D., Achievements and Challenges for China Investments in Serbia//Управленческое консультрование. 2018. № 6. PP. 88–101.

16. Filipović A., Alimov A. A. Russian-Serbian relations — challenges and perspectives//Общество. Среда. Развитие. 2018. № 4. С. 31–32.

17. Filipović M. Kineski put ka Evropi 18.04.2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vreme.com/vreme/kineski-put-ka-evropi/

18. Izvoz robe u Kinu raste, ali njen prevoz poskupljuje 11.03.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.politika.rs/sr/clanak/474751/Izvoz-robe-u-Kinu-raste-ali-njen-prevoz-poskupljuje

19. Klasnic J. Ko stvarno najviše ulaže u Srbiju 18.08.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.danas.rs/dijalog/licni-stavovi/ko-stvarno-najvise-ulaze-u-srbiju/

20. Petrović N., Novaković I., Od četiri stuba spoljne politike do evropskih integracija: postoji li volja za strateško usmerenje spoljne politike Srbije? Beograd 2013. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.isac-fund.org/download/Od_cetiri_stuba_spoljne_politike_do_evropskih_integracija.pdf

21. Reakcije na potpisivanje sporazuma Beograda i Prištine 19.04.2013 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.novosti.rs/vesti/naslovna/politika/aktuelno.289.html:430258-Reakcije-na-potpisivanje-sporazuma-Beograda-i-Pristine

22. Saradnja Srbije i Kine: Nova ulaganja ili novi dug prema Pekingu? 09.02.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.glasamerike.net/a/saradnja-srbije-i-kine-nova-ulaganja-ili-novi-dug-prema-pekingu-/5771379.html

23. Srbija i Amerika u Bajdenovoj eri 16.04.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://bezbednost.org/wp-content/uploads/2021/04/Srbija-i-Amerika-u-Bajdenovoj-eri-1.pdf

24. U. S. Relations With Serbia. Bilateral relations fact sheet. Bureau of European and Eurasian affairs. 23.06.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.state.gov/u-s-relations-with-serbia/(дата обращения: 18.04.2022)

25. Vuksanović V., US foreign policy in the Balkans: New chapter//Belgrade Centre for Security Policy 2021. P. 1–8.

26. Zašto je ova Putinova poseta Srbiji bila najznačajnija do sada 15.09.2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://rs.sputniknews.com/analize/201909151120843478-slavenko-terzic-rus-u-beogradu-nije-stranac-kao-ni-srbin-u-moskvi/

После распада Социалистической Федеративной Республики Югославии Сербия проводила непоследовательную внешнюю политику с неопределенными и запутанными приоритетами. Внешнеполитическая ориентация, приоритеты и открытые вопросы являлись ключевыми факторами для смены руководства, т. е. для выбора граждан определенного политического варианта на выборах на всех уровнях [20, с. 5]. Говорить о взвешенном и последовательном внешнеполитическом курсе Белграда стало возможным с середины двухтысячных годов, когда, будучи в составе Государственного союза Сербии и Черногории, Сербия начала переговоры о присоединении к Европейскому союзу. Приоритеты сербской внешней политики были сформулированы в 2009 г. тогдашним президентом Сербии Борисом Тадичем. Тадич заявил, что Сербия опирается на четыре столпа — Европейский союз, Россию, КНР, США. Белград придерживается этого подхода и сегодня.

Участие в процессах европейской интеграции Белградом названо приоритетным направлением развития страны, по сей день оно сопровождается выстраиванием последовательных и прагматичных отношений с другими ключевыми партнерами, в том числе с Россией и Китаем. 1 марта 2012 г. Белград получил официальный статус страны-кандидата на вступление, переговоры о евроинтеграции начались 21 января 2014 г. в Брюсселе. На данный момент согласовано Переговорное досье, состоящее из 17 глав, в соответствии с которым Белград должен провести реформы в социально-экономической сфере, а именно привести законодательство и положение дел в стране в соответствие с нормами и требованиями Евросоюза. Именно этот документ сегодня играет главенствующую роль для Белграда при разработке внутренней и внешней политики.

Процесс евроинтеграции имеет не только приоритетное значение для Сербии, но и оказывает на нее наибольшее влияние. Однако это вовсе не означает, что Сербия идет в фарватере Брюсселя, безоговорочно следуя всем поступающим с Запада сигналам. Республика Сербия в отличие от других «новых демократий » все еще избегает окончательного выбора патрона и старается проводить политику многовекторности, балансируя между интересами ведущих игроков мировой политики (прежде всего Германия, ЕС, Китай , Россия, США, Франция) [12, c. 90]. Такая политика обусловлена еще и тем, что через Сербию проходят важные торговые пути, соединяющие Западную и Центральную Европу с Ближним и Средним Востоком. В этой связи Белград не заинтересован в развитии отношений с одним из «полюсов». Александр Вучич вслед за своими предшественниками на всех площадках повторяет: «Сербия никогда не пожертвует отношениями с Россией ради членства в ЕС» [4]. Безусловно, в Брюсселе и Вашингтоне такая политика сербских властей вызывает раздражение и постоянно подвергается критике. ЕС оказывает давление на сербское руководство, одним из рычагов которого является намеренное замедление процесса евроинтеграции Балканского государства.

Для Цитирования:
Кобельков Руслан Александрович, Многовекторность внешней политики Cербии: содержание, значение, перспективы. Дипломатическая служба. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: