По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 327.7 DOI:10.33920/vne-01-2206-05

Итальянская модель гуманитарной дипломатии*

Табаринцева-Романова Ксения Михайловна к. ф. н., доцент кафедры теории и истории международных отношений, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19, E-mail: kmromanova@mail.ru, ORCID 0000–0002–0158–8016

Термин гуманитарной дипломатии претерпевает ряд изменений в политическом дискурсе международных отношений. Уже сейчас различные государства и международные организации вкладывают в него различное наполнение. В данной статье мы рассмотрим то, как Италия — родоначальник современной дипломатической системы, реализует на практике гуманитарную дипломатию в широком значении данного термина. Если изначально в понятие «гуманитарная дипломатия» вкладывалось значение только «оказание гуманитарной помощи уязвимым слоям населения во время конфликта и жертвам катаклизмов природного или антропогенного происхождения», то сегодня это уже целый зонтичный концепт, включающий в себя широкую палитру гуманитарного сотрудничества на постоянной основе в таких областях, как культура, наука, образование, молодежь, туризм. Особое значение в работе уделяется институализации гуманитарной дипломатии в процессии «трансформации» внешнеполитической системы Итальянской Республики. Кроме того, автором изучаются культурная и научная составляющая международной деятельности государства на примере сотрудничества с такими «уязвимыми» регионами, как Африка и Средиземноморье. Как показал анализ планов и отчетов профильных итальянских структур, а именно: Министерство иностранных дел и международного сотрудничества, Итальянское агентство по сотрудничеству, основными направлениями для сотрудничества в гуманитарной сфере стали: образование, фундаментальные исследования проблем экологии, сельского хозяйства, чистой воды и гендерной политики. Фактически деятельность в области гуманитарной дипломатии охватывает большинство сфер, имеющих универсальный, всеобъемлющий характер. Делается вывод о том, что итальянская модель гуманитарной дипломатии следует общемировым «трендам» реформирования министерств иностранных дел, а также «создает» собственные практики дипломатического дискурса — правовая и «гибридная» дипломатии, которые, к сожалению, на данный момент не получили широкого распространения и по своей сути в первом случае представляет часть многосторонней (конвенциональной), а во втором — дана скорее характеристика, чем самостоятельная форма внешнеполитической деятельности, в крайнем случае — часть публичной дипломатии.

Литература:

1. Зонова Т. В. Дипломатия как инструмент культуры мира и толерантности: Культура толерантности: опыт дипломатии для решения современных управленческих проблем: учебное пособие/Г. К. Ашин, Г. И. Волкова, B. C. Глаголев и др.; под ред. И. Г. Тюлина. М.: МГИМО (У) МИД России, 2004. С. 215–241.

2. Зонова Т. В. Дипломатическая служба Италии/Дипломатия иностранных государств: учебное пособие. МГИМО (У) МИД РФ. М.: РОССПЭН, 2004. С. 103–127.

3. Табаринцева-Романова К. М. Зонтичная концепция дипломатии в международном дискурсе//Дипломатическая служба. 2020. № 3. С. 66–72. DOI: 10.33920/vne-01–2003–09

4. Aiuti umanitari: "Aumentano quelli ai Paesi poveri per merito dell'UE, ma l'Italia taglia 270 milioni" [Электронный ресурс]//URL: https://www.repubblica.it/solidarieta/cooperazione/2021/04/13/news/aiuto_pubblico_allo_svilup-po_aumenta_quello_ai_ paesi_poveri_per_merito_dell_ue_ma_l_italia_taglia_270_milioni_-296315895/(дата обращения: 30.09.2022).

5. Aiuto allo sviluppo. Italia, una promessa tradita [Электронный ресурс]//URL: https://www.globalist.it/world/2021/04/14/aiuto-allo-sviluppo-italia-una-promessa-tradita/(дата обращения: 30.09.2022).

6. Annual report 2021 [Электронный ресурс]//URL: https://www.aics.gov.it/wpcontent/uploads/2022/07/AICS_AR_2021_WEB.pdf (дата обращения: 28. 09.2022).

7. Cooperazione scientifica [Электронный ресурс]//URL: https://ambmaputo.esteri.it/ ambasciata_maputo/it/i_rapporti_bilaterali/cooperazione %20scientifica (дата обращения: 02.10.2022).

8. Diplomazia giuridica [Электронный ресурс]//URL: https://www.esteri.it/it/politica-estera-e-cooperazione-allo-sviluppo/diplomazia-giuridica/(дата обращения: 02. 10.2022).

9. Documento triennale di programmazione e di indirizzo 2021–2023 [Электронный ресурс]//URL: https://www.esteri.it/wp-content/uploads/2022/07/Documento-triennale-programmazione-indirizzo-2021–2023.pdf (дата обращения: 02. 10.2022).

10. Il progetto [Электронный ресурс]//URL: https://www.diplomaziaitaliana.it/mission/(дата обращения: 02. 10.2022).

11. Italia, culture, Africa Programma 2019 [Электронный ресурс]//URL: https://spettacolo.cultura.gov.it/wp-content/uploads/2019/09/Italia-culture-Africa_programma-2019.pdf (дата обращения: 02. 10.2022).

12. L’Agenzia Italiana per la Cooperazione allo Sviluppo [Электронный ресурс]//URL: https://www.aics.gov.it/home-ita/agenzia/profilo/] (дата обращения: 30.09.2022).

13. Le mafie straniere e il ruolo dell’Italia [Электронный ресурс]// URL: https://www.sintesidialettica.it/le-mafie-straniere-e-il-ruolo-dellitalia/(дата обращения:

01. 10.2022).

14. Legge 11 agosto 2014, n. 125 [Электронный ресурс]//URL: https://www.normattiva.it/urires/N2Ls?urn: nir: stato: legge:2014;125 (дата обращения: 30.09.2022).

15. Mangoni A. M., Polcini G. T. La diplomazia giuridica/A. M. Mangoni, G. T. Polcini. — Napoli: Edizioni Scientifiche Italiane, 2019. — 208 p.

16. Marchetti R. Italian hybrid diplomacy. Contemporary Italian Politics. 2018, May, 10 (3):1–15. DOI: 10.1080/23248823.2018.1472900

17. Marchetti R. La diplomazia ibrida italiana/R. Marchetti. — Milano: Mondadori Università, 2017. — 185 p.

18. Promozione della lingua italiana [Электронный ресурс]//URL: https://www.esteri.it/it/diplomazia-culturale-e-diplomazia-scientifica/cultura/promozionelinguaitaliana/(дата обращения: 02. 10.2022).

19. Settori di rilievo per Italia [Электронный ресурс]//URL: https://ambpretoria.esteri.it/ambasciata_pretoria/it/i_rapporti_bilaterali/cooperazione-scientifica/settori-di-rilievo-per-italia. html (дата обращения: 02. 10.2022).

1. Aiuti umanitari: "Aumentano quelli ai Paesi poveri per merito dell'UE, ma l'Italia taglia 270 milioni" [Electronic resource]//URL: https://www.repubblica.it/solidarieta/cooperazione/2021/04/13/news/ aiuto_pubblico_allo_sviluppo_aumenta_quello_ ai_paesi_poveri_per_merito_dell_ue_ma_l_italia_taglia_270_milioni_-296315895/(access date: 30.09.2022).

2. Aiuto allo sviluppo. Italia, una promessa tradita [Electronic resource]//URL: https://www.globalist.it/world/2021/04/14/aiuto-allo-sviluppo-italia-una-promessa-tradita/(access date: 30.09.2022).

3. Annual report 2021 [Electronic resource]//URL: https://www.aics.gov.it/wp-content/uploads/2022/07/AICS_AR_2021_WEB.pdf (access date: 28. 09.2022).

4. Cooperazione scientifica [Electronic resource]//URL: https://ambmaputo.esteri.it/ambasciata_maputo/it/i_rapporti_bilaterali/cooperazione %20scientifica (access date: 02. 10.2022).

5. Documento triennale di programmazione e di indirizzo 2021–2023 [Electronic resource]//URL: https://www.esteri.it/wp-content/uploads/2022/07/Documento-triennale-programmazione-indirizzo-2021–2023.pdf (access date: 02. 10.2022).

6. Diplomazia giuridica [Electronic resource]//URL: https://www.esteri.it/it/politica-estera-e-cooperazione-allo-sviluppo/diplomazia-giuridica/(access date: 02. 10.2022).

7. Il progetto [Electronic resource]//URL: https://www.diplomaziaitaliana.it/mission/(access date: 02.10.2022).

8. Italia, culture, Africa Programma 2019 [Electronic resource]//URL: https://spettacolo.cultura.gov.it/wp-content/uploads/2019/09/Italia-culture-Africa_programma-2019.pdf (access date: 02. 10.2022).

9. L’Agenzia Italiana per la Cooperazione allo Sviluppo [Electronic resource]//URL: https://www.aics.gov.it/home-ita/agenzia/profilo/] (access date: 30.09.2022).

10. Le mafie straniere e il ruolo dell’Italia [Electronic resource]//URL: https://www.sintesidialettica.it/le-mafie-straniere-e-il-ruolo-dellitalia/(access date: 01. 10.2022).

11. Legge 11 agosto 2014, n. 125 [Electronic resource]//URL: https://www.normattiva.it/urires/N2Ls?urn: nir: stato: legge:2014;125 (access date: 30.09.2022).

12. Mangoni A. M., Polcini G. T. La diplomazia giuridica/A. M. Mangoni, G. T. Polcini. — Napoli: Edizioni Scientifiche Italiane, 2019. — 208 p.

13. Marchetti R. Italian hybrid diplomacy. Contemporary Italian Politics. 2018, May, 10 (3):1–15. DOI: 10.1080/23248823.2018.1472900

14. Marchetti R. La diplomazia ibrida italiana/R. Marchetti. — Milano: Mondadori Università, 2017. — 185 p.

15. Promozione della lingua italiana [Electronic resource]//URL: https://www.esteri.it/it/diplomazia-culturale-e-diplomazia-scientifica/cultura/promozionelinguaitaliana/(access date: 02. 10.2022).

16. Settori di rilievo per Italia [Electronic resource]//URL: https://ambpretoria.esteri.it/ambasciata_ pretoria/it/i_rapporti_bilaterali/cooperazione-scientifica/settori-di-rilievo-per-italia.html (access date:

02. 10.2022).

17. Tabarintseva-Romanova K. M. Zontichnaya kontseptsiya diplomatii v mezhdunarodnom diskurse [The umbrella concept of diplomacy in international discourse]. Diplomaticheskaya sluzhba. [Diplomatic service], 2020, № 3, pp. 66–72. DOI: 10.33920/vne-01–2003–09

18. Zonova T. V. Diplomatiya kak instrument kul'tury mira i tolerantnosti: Sbornik: Kul'tura tolerantnosti: opyt diplomatii dlya resheniya sovremennykh upravlencheskikh problem [Diplomacy as a Tool for a Culture of Peace and Tolerance: Collection: Culture of Tolerance: Experience of Diplomacy for Solving Contemporary Management Problems. Textbook/G. K. Ashin, G. I. Volkova, B. C. Glagolev and others; edited by I. G. Tyulin.] M.: MGIMO (U) MFA of Russia, 2004. P. 215–241.

19. Zonova T. V. Diplomaticheskaya sluzhba Italii/Diplomatiya inostrannykh gosudarstv: uchebnoye posobiye [Diplomatic Service of Italy/Diplomacy of foreign states: a textbook]. MGIMO (U) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. M.: ROSSPEN, 2004. P. 103–127.

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 20–014–00033 «Концепция полимодальной гуманитарной дипломатии: реализация, инструменты и цивилизационные модели».

Как мы помним из истории дипломатии, войны XVI в. в Италии, появление сильных государств к северу от Альп и протестантское восстание распространили итальянскую систему дипломатии. Генрих VII Английский был одним из первых, кто принял итальянскую дипломатическую систему, и первоначально даже использовал итальянских посланников. К 1530 г. Франция также приняла итальянскую систему, создав корпус посланников-резидентов, когда титул «чрезвычайный посланник» получил распространение первоначально для специальных церемониальных миссий. Однако с течением времени итальянская модель была заменена на французскую, что отнюдь не повлияло на оценку вклада Италии в развитие и становление дипломатии. Также исторически можно выделить следующие модели межкультурного взаимодействия: государственный контроль через министерство или официальное агентство (французская модель); неправительственные или автономные агентства, действующие на средства, предоставляемые правительством (британская модель); смешанная система с ответственностью правительства за деятельность агентств (немецкая модель) и добровольная или специальная система, при которой учреждения и агентства адаптируют свою деятельность к случайным обстоятельствам и потребностям (итальянская модель). В представленной работе мы попытаемся выявить основные черты итальянской модели на современном этапе. Прежде чем перейти непосредственно к ее анализу, кратко охарактеризуем, что понимается под гуманитарной дипломатией.

Как правило, под гуманитарной дипломатией принято подразумевать деятельность, направленную на «мобилизацию» общественной и правительственной поддержки и ресурсов для гуманитарных операций и программ, а также на установление эффективных партнерских отношений для удовлетворения потребностей уязвимых слоев населения. Также сюда можно отнести своего рода процесс оказания влияния на лиц, принимающих решения, и лидеров общественного мнения, чтобы они действовали в наилучших интересах уязвимых слоев, придерживаясь при этом основных гуманитарных ценностей. Однако при более глубоком изучении деятельности «профильных» организаций, таких как МККК или ВОЗ, частично ЮНЕСКО, мы отмечаем, что их функции не сводятся к оказанию только гуманитарной помощи во время конфликта/бедствия уязвимым слоям населения, но и постоянно расширяются за счет проведения открытых образовательных и культурных мероприятий, активного использования средств массовой информации и социальных сетей. Таким образом, можно сделать вывод, что термин-поле «гуманитарная дипломатия» постепенно расширяется [см. подробнее: Табаринцева-Романова К. М. Зонтичная концепция дипломатии в международном дискурсе].

Для Цитирования:
Табаринцева-Романова Ксения Михайловна, Итальянская модель гуманитарной дипломатии*. Дипломатическая служба. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: