* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 20–014–00033 «Концепция полимодальной гуманитарной дипломатии: реализация, инструменты и цивилизационные модели».
Как мы помним из истории дипломатии, войны XVI в. в Италии, появление сильных государств к северу от Альп и протестантское восстание распространили итальянскую систему дипломатии. Генрих VII Английский был одним из первых, кто принял итальянскую дипломатическую систему, и первоначально даже использовал итальянских посланников. К 1530 г. Франция также приняла итальянскую систему, создав корпус посланников-резидентов, когда титул «чрезвычайный посланник» получил распространение первоначально для специальных церемониальных миссий. Однако с течением времени итальянская модель была заменена на французскую, что отнюдь не повлияло на оценку вклада Италии в развитие и становление дипломатии. Также исторически можно выделить следующие модели межкультурного взаимодействия: государственный контроль через министерство или официальное агентство (французская модель); неправительственные или автономные агентства, действующие на средства, предоставляемые правительством (британская модель); смешанная система с ответственностью правительства за деятельность агентств (немецкая модель) и добровольная или специальная система, при которой учреждения и агентства адаптируют свою деятельность к случайным обстоятельствам и потребностям (итальянская модель). В представленной работе мы попытаемся выявить основные черты итальянской модели на современном этапе. Прежде чем перейти непосредственно к ее анализу, кратко охарактеризуем, что понимается под гуманитарной дипломатией.
Как правило, под гуманитарной дипломатией принято подразумевать деятельность, направленную на «мобилизацию» общественной и правительственной поддержки и ресурсов для гуманитарных операций и программ, а также на установление эффективных партнерских отношений для удовлетворения потребностей уязвимых слоев населения. Также сюда можно отнести своего рода процесс оказания влияния на лиц, принимающих решения, и лидеров общественного мнения, чтобы они действовали в наилучших интересах уязвимых слоев, придерживаясь при этом основных гуманитарных ценностей. Однако при более глубоком изучении деятельности «профильных» организаций, таких как МККК или ВОЗ, частично ЮНЕСКО, мы отмечаем, что их функции не сводятся к оказанию только гуманитарной помощи во время конфликта/бедствия уязвимым слоям населения, но и постоянно расширяются за счет проведения открытых образовательных и культурных мероприятий, активного использования средств массовой информации и социальных сетей. Таким образом, можно сделать вывод, что термин-поле «гуманитарная дипломатия» постепенно расширяется [см. подробнее: Табаринцева-Романова К. М. Зонтичная концепция дипломатии в международном дискурсе].