В 2021 г. Россия и Израиль отметили 30-летие восстановления дипломатических отношений. При этом их полная история насчитывает как минимум столько же лет, сколько и современное Государство Израиль, ведь именно Советский Союз первым признал его де-юре сразу после провозглашения независимости. В 1991 г. начался новый этап двусторонних отношений, для которых были характерны возросшее взаимопонимание сторон и поступательное развитие в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах.
Сегодня в условиях конфронтации Запада с Россией российско-израильские отношения находятся на «перепутье». Нельзя исключать, что новый расклад сил в четырехугольнике Россия–Израиль–США–Иран повлияет не только на курс кабинета Б. Нетаньяху в отношении Украины, но и на весь комплекс отношений с Москвой.
Отношения России и Израиля до недавнего времени были отмечены интенсивным политическим диалогом, выстраивание которого — несомненное достижение руководства обеих стран, особенно на фоне растущей глобальной и региональной нестабильности, нападок на Россию при проведении ею независимой от Запада политики, а также действий Израиля по обеспечению собственной безопасности на Ближнем Востоке.
Регулярные встречи на высшем уровне сопровождались активными дипломатическими, межведомственными и межпарламентскими контактами, а также переговорами по линии Советов безопасности и военных структур. Результатом плодотворной работы стали более двух десятков межправительственных соглашений, регулирующих различные сферы сотрудничества и составляющие нормативно-правовую базу двусторонних отношений.
Анализ показывает, что из множества факторов, оказывающих влияние на диалог между Москвой и Тель-Авивом, можно выделить ряд ключевых, которые определяют характер взаимоотношений, их перспективы и проблемы, требующие решения.
Еврейский фактор
Многочисленная израильская русскоязычная община, достигающая по примерным оценкам почти 2 млн человек [1], является мостом, соединяющим Израиль с республиками бывшего Советского Союза, важной духовной составляющей двусторонних отношений, взаимосвязей гражданских обществ. В основном это люди, покинувшие СССР, а позже страны СНГ и Прибалтики в конце 1980-х и в 1990-е гг., и их потомки, рожденные уже на новой родине. Почти все они являются носителями русского языка и используют его для семейного, дружеского и делового общения. Исходя из принятого в России определения [2], почти все они могут считаться «соотечественниками». Однако далеко не все из них ассоциируют себя с Россией (будучи иммигрантами уже во втором/третьем поколении или выходцами из союзных республик). Нередко прозападная ориентация, бытующая (хоть и не преобладающая) в иммигрантской среде, сопровождается выраженной антироссийской позицией и риторикой, что особенно ярко проявилось после февраля 2022 г. в связи с началом СВО в Украине.