В настоящее время продолжается процесс реформирования систем российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) для организаций как государственного, так и негосударственного сектора (или организаций бюджетной и небюджетной сфер). При этом данный процесс продолжает осуществляться с учетом систем международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) соответственно для организаций общественного и необщественного секторов. Следовательно, на сегодняшний день актуальным является определение современного соотношения систем РСБУ и МСФО государственного (общественного) сектора, а также систем РСБУ и МСФО негосударственного (необщественного) сектора. Кроме того, проведение сравнительного анализа систем отечественных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного и негосударственного секторов позволяет выявить возможные будущие изменения данных систем. Действительно, в целом методология бухгалтерского учета данных организаций (в том числе организаций здравоохранения указанных секторов) должна быть единой. В результате какое-либо нововведение в бухгалтерский учет одного из вышеназванных секторов может говорить о целесообразности и возможности внесения аналогичных корректив в бухгалтерский учет другого из таких секторов. По аналогичным причинам актуальным является определение современного соотношения и систем МСФО общественного и необщественного секторов. Сравнительный анализ всех указанных систем (в том числе для организаций здравоохранения вышеназванных секторов) и проведен в настоящей статье. В качестве методов исследования использовались метод группировки, сравнение, метод аналогий, анализ и синтез, системный подход, логический подход. В результате проведенных исследований в статье представлены предложения по дальнейшему развитию систем РСБУ и МСФО государственного/общественного и негосударственного/необщественного секторов (в том числе для организаций здравоохранения).
В статье рассмотрены основания для модификации аудиторских заключений по финансовой отчетности российских публичных акционерных обществ за периоды, начиная с которых финансовая отчетность размещается в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИРБО). Основания для выражения модифицированного мнения рассматриваются в корреспонденции с представленными в аудиторских заключениях ключевыми вопросами аудита. Отдельные основания для модификации встречаются в аудиторских заключениях гораздо чаще, чем другие, такие как занижение резерва по сомнительной дебиторской задолженности, занижение резерва под обесценение финансовых вложений, уклонение от переоценки основных средств, при том что проведение переоценки предусмотрено учетной политикой отчитывающейся организации.
Статья посвящена анализу проекта федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Автоматизированная упрощенная система налогообложения”». В статье рассмотрены актуальность проекта, его особенности и потенциал, показано, что применять данный режим могут только небольшие коммерческие медицинские организации и индивидуальные предприниматели с соблюдением ряда условий. Детально изучены элементы данной системы налогообложения, представлена таблица с информацией об элементах автоматизированной упрощенной системы налогообложения. Отмечено, что рассматриваемый режим дает возможность упростить ведение налогового учета и не требует представления налоговой отчетности, но при этом компании не всегда выгодно применять данный режим, поэтому решение о переходе на него должно приниматься взвешенно — на практических примерах показаны варианты, когда применение упрощенной системы налогообложения приводит к меньшей налоговой нагрузке.
Статья посвящена новому порядку контроля за правильностью выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации согласно приказу Минздрава России от 23.11.2021 № 1090н «Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности». Отмечено, что проверка может затрагивать как частные, так и государственные организации. Рассмотрены основания проведения таких проверок, особенности уведомления медицинских организаций о проведении у них плановой или внеплановой проверки, длительность и возможности продления срока проверки, а также ее приостановления. Проанализирован перечень документов, который проверяющие могут затребовать у медицинской организации, а также требования к акту, составляемому по результатам проведения проверки.
Статья раскрывает ряд вопросов методического характера, связанных с решением комплекса задач, возникающих на начальных этапах подготовки коммерческих сделок по слиянию и поглощению бизнес-структур заинтересованными компаниями-инициаторами. Предлагаются направления совершенствования терминологической, видовой базы исследования и правовых аспектов, являющихся методологической основой создания и реализации проектов слияния и поглощения. Обосновывается организация проведения предпроектных процедур для определения прогноза эффектов и рисков, связанных с поглощением бизнеса, для компании — инициатора сделки. Описывается концепция выбора методических подходов для получения реалистичной предварительной оценки потенциальной рыночной стоимости поглощаемой компании и соизмерения необходимой для этого проекта величины инвестиций с будущими экономическими и иными выгодами компании — инициатора сделки, включая синергетический эффект. Приведены особенности формирования и использования информационной базы для проведения оценочных процедур с целью определения рыночной стоимости поглощаемой компании и цены сделки.
В статье авторами рассматриваются актуальные вопросы, связанные с осуществлением комплаенс-функции в кредитных организациях, зарегистрированных на территории России. Особое внимание уделено особенностям осуществления антикоррупционного комплаенса в коммерческих банках. При этом определено, что сложность построения комплаенс-контроля с целью минимизации коррупционных проявлений состоит в том, что банковская система является регулируемой сферой как со стороны национального регулятора, так и со стороны ассоциаций банковского сообщества. Определено, что комплаенс-функция формируется как составная часть службы внутреннего контроля. Достаточно подробно авторами раскрывается механизм выстраивания антикоррупционного комплаенс-контроля в кредитной организации. По результатам проведенного исследования авторами были выдвинуты рекомендации по совершенствованию комплаенс-функции в кредитных организациях.
Рассмотрены вопросы развития сферы здравоохранения в условиях цифровой экономики, оказания медицинских услуг в цифровой форме, реализующей возможности информационно-коммуникационных технологий, в том числе связанных с развитием телемедицины. Телемедицина влечет за собой существенное увеличение количества объектов технической оснащенности медицинских учреждений, что требует решения вопросов организационно-правового обеспечения сохранности высокотехнологичного оборудования, компьютерной техники. Рассмотрены особенности правового режима имущества, принадлежащего медицинскому учреждению. Проведен анализ механизма перераспределения ответственности за сохранность таких технических средств, особенностей увольнения материально ответственных работников.