По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.719 DOI:10.33920/med-17-2204-06

Особенности антикоррупционного комплаенс-контроля в российских кредитных организациях

Есенова А.К. доцент департамента экономической безопасности и управления рисками факультета экономики и бизнеса, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: alana-e@rambler.ru, ORCID: 0000-0002-4344-8628
Сергеева А.Д. магистрант факультета экономики и бизнеса, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: fa.uni99@mail.ru, ORCID: 0000-0002-4087-770X

В статье авторами рассматриваются актуальные вопросы, связанные с осуществлением комплаенс-функции в кредитных организациях, зарегистрированных на территории России. Особое внимание уделено особенностям осуществления антикоррупционного комплаенса в коммерческих банках. При этом определено, что сложность построения комплаенс-контроля с целью минимизации коррупционных проявлений состоит в том, что банковская система является регулируемой сферой как со стороны национального регулятора, так и со стороны ассоциаций банковского сообщества. Определено, что комплаенс-функция формируется как составная часть службы внутреннего контроля. Достаточно подробно авторами раскрывается механизм выстраивания антикоррупционного комплаенс-контроля в кредитной организации. По результатам проведенного исследования авторами были выдвинуты рекомендации по совершенствованию комплаенс-функции в кредитных организациях.

Литература:

1. Положение Банка России от 16.12.2003 № 242 «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (ред. от 04.10.2017).

2. Письмо Банка России от 02.11.2007 № 173-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору».

3. Принципы корпоративного управления для банков. Базельский комитет по банковскому надзору. Июль 2015 года.

4. Шаймарданов Ш.Р. Анализ организации комплаенс-контроля в российских банках // Science Time. — 2021. — С. 54–58.

5. Федорова Д.А. Комплаенс в российском банковском секторе // Научный журнал «Эпомен». — 2020. — С. 58–66.

6. Чирков Д.А. Основы развития комплаенс-контроля в кредитных организациях // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — С. 141–144.

7. Кеворкова Ж.А., Сапожникова Н.Г. Концептуальные положения комплаенса как формы внутреннего контроля в экономических субъектах // Учет. Анализ. Аудит. — 2020. — Т. 7, № 2. — С. 6–16.

8. Коновалова Е.М., Кеворкова Ж.А. Международная практика организации системы антикоррупционного комплаенса // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2017. — Т. 4, № 2. — С. 14–19.

9. Итоговый доклад Российского союза промышленников и предпринимателей «Антикоррупционный рейтинг российского бизнеса — 2021» [Электронный ресурс]. — URL: http://media.rspp.ru/document/1/5/8/5890c82706740372b6c8473a91797e55.pdf.

1. The provision of the Bank of Russia of 16.12.2003 No. 242 “About the Organization of Internal Control in Credit Institutions and Banking Groups” (an edition of 04.10.2017).

2. Letter of the Bank of Russia dated 02.11.2007 No. 173-T “On the recommendations of the Basel Committee on Banking Supervision”.

3. Principles of Corporate Governance for Banks, Basel Committee on Banking Supervision. July 2015.

4. Shaimardanov Sh.R. Analysis of the organization of compliance control in Russian banks / Science Time. 2021. S. 54–58.

5. Fedorova D.A. Compliance in the Russian banking sector / Scientific journal “Epomen”. 2020. S. 58–66.

6. Chirkov D.A. Fundamentals of the development of compliance control in credit organizations // Economics and business: theory and practice. 2019. C. 141–144.

7. Kevorkova Zh.A., Sapozhnikova N.G. Conceptual provisions of compliance as a form of internal control in economic entities // Accounting. Analysis. Audit. 2020. Vol. 7. No. 2. pp. 6–16.

8. Konovalova E.M., Kevorkova J.A. International practice of organizing an anti-corruption compliance system // Economics and management: problems, solutions. 2017. Vol. 4. No. 2. pp. 14–19.

9. The final report of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs “Anti-corruption rating of Russian business — 2021” [Electronic resource]. — URL: http://media.rspp.ru/document/1/5/8/5890c82706740372b6c8473a91797e55.pdf.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что комплаенс-функция является неотъемлемым элементом ведения банковской деятельности, требования о наличии которой предъявляются как регуляторами стран мира, так и международными организациями. Необходимость наличия комплаенс-офицеров в деятельности кредитных организаций объясняется тем, что банковский сектор является одним из самых регулируемых секторов экономики во всех странах мира.

Цель исследования: анализ особенностей построения комплаенс-контроля в кредитных организациях и выдвижение предложений по совершенствованию комплаенс-функции в данных организациях.

Материалы, методы и условия проведения исследования: в процессе проведения исследования были изучены нормативные акты Банка России, рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, а также научные труды отечественных ученых по проблемам осуществления комплаенс-функции в российских кредитных организациях.

Впервые определение комплаенса в России было сформулировано в указании Банка России от 07.07.1999 № 603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях». В данном указании было дано следующее определение комплаенс-контроля: «Комплаенс-контроль — внутренний контроль за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитной организации».

В дальнейшем данное указание было отменено Банком России после принятия 15 февраля 2004 года Положения Банка России № 242 «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». На сегодняшний день в Положении Банка России № 242 закреплено понятие «комплаенс-риск», под которым понимается возникновение у кредитных организаций потенциальных убытков в результате несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов кредитной организации, стандартов саморегулируемых организаций, а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов.

Для Цитирования:
Есенова А.К., Сергеева А.Д., Особенности антикоррупционного комплаенс-контроля в российских кредитных организациях. Бухучет в здравоохранении. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: