Здравоохранение и цифровая экономика названы в числе 12 ключевых направлений развития Российской Федерации1 на ближайшие годы. Цифровизация медицинских услуг в России является одним из условий достижения соответствующих целей в сфере здравоохранения: цифровая трансформация должна обеспечить граждан доступной медицинской помощью по месту требования, соответствующей критериям своевременности, персонализации, технологичности и безопасности; повысить эффективность использования материальных, человеческих, информационных и иных ресурсов при сохранении качества оказания медицинской помощи для всех пациентов в соответствии с установленными нормативами.
Цифровая медицина может заменять функции медицинского персонала, упрощать и облегчать их выполнение, в том числе проводить интернет-консультации для граждан по вопросам своего здоровья, создавать компьютерные базы медицинских данных пациентов, осуществлять электронный документооборот в системе медучреждений и т.п. При этом цифровизация не может замещать те услуги, которые требуют по объективным причинам персонального участия медицинского персонала. Разумеется, дальнейшее развитие цифровизации в сфере оказания медицинских услуг должно учитывать границы, определенные спецификой оказания таких услуг.
Как показывает практика последних лет, особенно в условиях пандемии, цифровое здравоохранение получило дополнительный импульс развития. В соответствии с Указом до 2024 года необходимо обеспечить достижение «ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере», в частности, «доступность для населения (для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь».
Для достижения поставленных целей по оптимизации оказания медицинских услуг Указом определены конкретные задачи, в частности:
• завершить формирование сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы;