По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 369.254.2 DOI:10.33920/med-17-2204-04

Новый порядок контроля за правильностью выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями

Шинкарева О.В. канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Института права и управления, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 129226, Москва, 2- Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1, E-mail: Shinkareva_ol@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2291-3516

Статья посвящена новому порядку контроля за правильностью выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации согласно приказу Минздрава России от 23.11.2021 № 1090н «Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности». Отмечено, что проверка может затрагивать как частные, так и государственные организации. Рассмотрены основания проведения таких проверок, особенности уведомления медицинских организаций о проведении у них плановой или внеплановой проверки, длительность и возможности продления срока проверки, а также ее приостановления. Проанализирован перечень документов, который проверяющие могут затребовать у медицинской организации, а также требования к акту, составляемому по результатам проведения проверки.

Литература:

1. О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг. Приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 14.01.2022).

2. Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения. Приказ ФСС РФ № 18, Минздрава России № 29 от 29.01.2004 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 14.01.2022).

3. Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности. Приказ Минздрава России от 21.12.2012 № 1345н [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 14.01.2022).

4. Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности. Приказ Минздрава России от 23.11.2021 № 1090н [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 14.01.2022).

5. Алиева А.Р. Больничные, расчет и оплата больничного листа // Экономика и социум. — 2021. — № 4–1 (83). — С. 588–590.

6. Джабарова Т. Новые правила выдачи листков нетрудоспособности. Готовый инструктаж для клиник // Главная медицинская сестра. — 2021. — № 1. — С. 100–107.

7. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Шинкарева О.В. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами: учебник. — М.: КноРус, 2021. — 220 с.

8. Курган Е.Г. Формирование финансового механизма государственного социального страхования на случай временной нетрудоспособности: теоретический аспект // Вестник Института экономических исследований. — 2020. — № 4 (20). — С. 94–100.

9. Современные проблемы контроля и аудита в финансово-бюджетной сфере в Российской Федерации / С.И. Опарина, А.А. Шестемиров, Э.М. Аминова [и др.]. — М.: Русайнс, 2021. — 214 с.

10. Федорова Г.М., Проданова Н.А. Внутренний контроль и его место в информационной системе управления организацией / В сб.: Учетно-контрольные и аналитические процессы в условиях цифровизации экономики. Ч. 3. — М.: КноРус, 2019. — С. 274–280.

11. Чайка Л.П. Больничные листы в электронном виде // Бухгалтерский учет. — 2021. — № 12. — С. 117–120.

1. On the Procedure for Providing Primary Health Care to Citizens Entitled to Receive a Set of Social Services. Order of the Ministry of Health and Social Development of Russia from 22.11.2004 № 255. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 14 January 2022).

2. On approval of the Instruction on the Procedure for Ensuring Disability Sheets, their Registration and Storage. Order of the FSS of the Russian Federation № 18, Ministry of Health of the Russian Federation № 29 from 29.01.2004. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 14 January 2022).

3. On approval of the Procedure for the Social Insurance Fund of the Russian Federation to verify compliance with the procedure for issuing, renewing and issuing disability certificates. Order of the Ministry of Health of Russia dated 21.12.2012 № 1345n. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 14 January 2022).

4. On approval of the Procedure for the Social Insurance Fund of the Russian Federation to verify compliance with the procedure for issuing, renewing and issuing disability certificates. Order of the Ministry of Health of Russia dated 23.11.2021 № 1090n. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 14 January 2022).

5. Aliyeva A.R. Hospital, calculation and payment of sick leave. Jekonomika i socium (Economics and society). 2021; 4–1 (83): 588–590.

6. Dzhabarova T. New rules for issuing disability sheets. A ready-made briefing for clinics. Glavnaja medicinskaja sestra (Chief Medical Sister). 2021; 1: 100–107.

7. Kaurova O.V., Maloletko A.N., Shinkareva O.V. Making calculations with the budget and extrabudgetary funds: Textbook. Moscow: KnoRus Publishing House, 2021, 220 p. (in Russian).

8. Kurgan E.G. Formation of the financial mechanism of state social insurance in case of temporary disability: theoretical aspect. Vestnik Instituta jekonomicheskih issledovanij (Bulletin of the Institute of Economic Research). 2020; 4 (20): 94–100.

9. Modern problems of control and audit in the financial and budgetary sphere in the Russian Federation. S.I. Oparina, A.A. Shestemirov, E.M. Aminova [and others]. Moscow: Rusains, 2021, 214 p. (in Russian).

10. Fedorova G.M., Prodanova N.A. Internal control and its place in the organization management information system. In the collection: Accounting and control and analytical processes in the conditions of digitalization of the economy Part 3. Moscow: KnoRus Publishing House, 2019, 274–280. (in Russian).

11. Chaika L.P. Hospital sheets in electronic form. Buhgalterskij uchet (Accounting). 2021; 12: 117–120.

С 1 января 2022 года утратил силу приказ Минздрава России от 21.12.2012 № 1345н «Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности». В настоящее время вместо него действует приказ Минздрава России от 23.11.2021 № 1090н «Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности». Новый порядок сокращает сроки уведомления медицинской организации перед проверкой, а также расширяет перечень документов, которые могут быть затребованы лицами, проводящими проверку.

Цель исследования: изучение особенностей контрольных процедур за правильностью выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями согласно приказу Минздрава России от 23.11.2021 № 1090н «Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности».

Материалы и методы: проанализированы приказы (действующий и отмененный) Минздрава России, регламентирующие аспекты проведения контроля за выдачей медицинскими организациями листков нетрудоспособности [3; 4], нормативно-правовые акты в данной области [1; 2] и труды отечественных исследователей [5–11].

Контроль за правильностью процедур по выдаче, продлению и оформлению листков нетрудоспособности (в виде как бумажных, так и электронных документов) осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — территориальные органы фонда). Проверка может затрагивать как медицинские организации (частные и государственные), так и индивидуальных предпринимателей, выдающих листки нетрудоспособности. Контроль проводится специально уполномоченными сотрудниками, назначенными согласно приказу руководителя территориального органа фонда. В случае, если листок нетрудоспособности выдается гражданину, сведения о котором составляют государственную или иную охраняемую законом тайну, то лица, проводящие проверку, должны иметь допуск к данным сведениям согласно законодательству нашей страны.

Для Цитирования:
Шинкарева О.В., Новый порядок контроля за правильностью выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями. Бухучет в здравоохранении. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: