Государство заинтересовано в том, чтобы стимулировать создание новых предприятий, а также упрощать налоговый механизм в целом, поэтому каждый год появляются нововведения в российском налогообложении. Особое внимание уделяется и реформации специальных налоговых режимов для развития малого бизнеса [6–10]. 17 ноября 2021 года Правительство Российской Федерации внесло инициативу по реализации проекта федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Автоматизированная упрощенная система налогообложения”». Проект поддерживается Комитетом Государственной думы по бюджету и налогам и Комитетом Государственной думы по малому и среднему предпринимательству. В первом чтении Государственной думы законопроект был принят, в связи с этим предпринимателям уже сейчас необходимо изучать особенности предлагаемой системы налогообложения для законной оптимизации налоговых платежей.
Цель исследования: изучение проекта федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Автоматизированная упрощенная система налогообложения”», а также рассмотрение элементов структуры данной системы налогообложения.
Материалы и методы: изучены проект федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Автоматизированная упрощенная система налогообложения”» [3], отдельные акты законодательства Российской Федерации в исследуемой области [1; 2; 4; 5], а также труды исследователей [6–10].
Проект федерального закона посвящен установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» как эксперимент в четырех регионах страны: в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. Эксперимент планируется проводить в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года, а в случае успеха расширить на иные регионы.
Рассмотрим основные особенности использования автоматизированной упрощенной системы налогообложения (далее — АУСН).