Последующее судебное изучение произошедшего несчастного случая в образовательной организации предполагает необходимость установления нескольких важных деталей: обеспечил ли работодатель своего сотрудника необходимым оборудованием, проинструктировал ли его о технике безопасности, как работник вел себя при наступлении ЧП (и, соответственно, каково соответствие субъекта занимаемой им должности). Если работодатель, расследуя произошедшее ЧП, был необъективен, неправильно оценил поведение гражданина, то в этом случае привлечение субъекта, например, к дисциплинарной ответственности (вплоть до увольнения) приведет, скорее всего, к последующему обжалованию данного решения в судебном порядке и снятию наложенного взыскания.
Факт ЧП на рабочем месте, приведшем к неблагоприятным последствиям на территории образовательной организации, предполагает не только проведение комплексного расследования по этому направлению, но и привлечение виновных лиц к ответственности за несоблюдение установленных законом требований и нормативов. Если в указанной процессуальной документации нет нарушений, а показания свидетелей, приглашенных на судебное заседание, объективны и последовательны, то в этом случае оспаривание прекращения трудовых правоотношений не имеет правоприменительных перспектив для отмены. В иной ситуации (например, гражданин, ответственный за обеспечение безопасности, находился на больничном и не имел возможности влиять на действия своих подчиненных) — обжалование возможно.
Расследование несчастных случаев на территории образовательной организации, произошедших с учениками этого ОУ, производится в соответствии с Приказом Минобрнауки от 27 июня 2017 года № 602. Этот документ устанавливает, что участвующие в деятельности ОУ субъекты должны собрать комиссию, запротоколировать факт нарушения, проинформировав о ситуации уполномоченных должностных лиц. К протоколированию факта ЧП, к слову, предъявляются особые требования: лица, присутствовавшие в момент несчастного случая, должны быть опрошены, а обстоятельства дела зафиксированы. Если акт имеет существенные процессуальные нарушения, то в этом случае ссылки на него в судебном решении, касающемся взыскания компенсации, отсутствуют.
Травмирование гражданина (преподавателя) на территории образовательной организации нередко становится предметом рассмотрения дела в суде, так как работодатель в добровольном формате не желает компенсировать причиненный субъекту вред. При анализе обстоятельств случившегося суд всегда оценивает несколько факторов, в том числе: являлся ли пострадавший сотрудником предприятия, было ли событие в перечне ЧП, подлежит ли субъект обязательному страхованию, были ли случаи, когда действие можно квалифицировать как осуществленное вне образовательной организации. Если факты, рассматриваемые в суде, не являются противоречивыми, подтверждены многочисленными доказательствами с разных сторон (включая свидетельские), то суд признает травму производственной, назначив компенсацию, рассчитываемую в зависимости от нанесенных повреждений.
Трудовой кодекс РФ определяет базисные параметры организации и проведения расследования по вопросу травмирования граждан на производстве. При этом федеральный нормативный правовой акт, определяя базисные позиции по организации данных функций, не касается аспектов составления необходимой юридической документации: эти параметры определены в подзаконных документах соответствующего уровня. Предполагается, что любой субъект (как образовательная организация, так и юридическое лицо иного профиля) должен составить указанные процессуальные документы в установленные законодательством сроки.
Предлагаем вашему вниманию обзор наиболее интересных судебных дел, связанных с привлечением к административной ответственности за нарушение норм об охране труда.
В данной статье уделяется внимание такому явлению, как безработица, а также рассматривается, какая социальная поддержка предусмотрена для людей, имеющих статус безработного. Данная проблема была и остается актуальной, особенно в настоящее время, безработица увеличивается в связи с введением санкций. В статье рассмотрены понятие «безработица», причины возникновения данного явления, ее последствия, рассмотрены аспекты социальной поддержки: проблемы и перспективы социальной поддержки, правовое регулирование и проблемы защиты от безработицы в современных условиях.
В последнее время нетипичные трудовые отношения получают все большее распространение. Доля дистанционных работников на рынке труда с каждым годом возрастает. Между тем выполнение трудовых обязанностей вне места нахождения работодателя создает определенную специфику в реализации конституционных гарантий на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Следует признать, что отсутствие специальной оценки условий труда дистанционных работников, а также существенное уменьшение объема обязанностей работодателя в области охраны труда таких сотрудников создает реальную угрозу злоупотребления правом со стороны работников и работодателей. В статье авторы анализируют некоторые проблемы, возникающие в сфере правового регулирования охраны труда дистанционных работников, правоприменительную практику, а также предлагают пути совершенствования трудового законодательства в данной сфере.