Сфера образования в современном мире
расширяется и углубляется, в силу этого
актуализируется ряд вопросов, касающихся
отношений государства, общества и
университета как социального института.
Сегодня повсеместно и практически
постоянно идут дискуссии, проходят
конференции и проводятся семинары, в ходе
которых осуществляется системное
осмысление миссии высшей школы в обществе.
В статье осмысливаются следующие
принципиальные вопросы: остается ли
образование общественным благом, цель
которого — всестороннее развитие личности
в том смысле, как его понимали
родоначальники современной системы
образования, или оно превратилось в одну из
новых областей экономики, связанных со
сферой услуг. Ответ на этот вопрос имеет
ключевое значение для понимания роли
образования в современном обществе, так как
в первом случае ответственность за него
лежит на государстве, а во втором — мы имеем
дело с рынком, где правят законы спроса и
предложения.
В статье ставится вопрос о соотношении
рынка и образования, рассматривается
правомочность управления университетом
как структурой, предоставляющей услуги.
Автор показывает: несмотря на то что
образование всегда было вовлечено в
социальные отношения своей эпохи, в XXI веке
оно во многом стало инструментом борьбы за
рынок при решении геополитических задач,
так как образование дает возможность
взаимопроникновения не только знаний и
технологий, но также и капитала.
В статье обобщаются вопросы, связанные с
преподаванием инноватики, новой
дисциплины, которая еще не имеет
надлежащего учебно-методического
обеспечения. Анализируются исторические
истоки ее становления.