По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.032

Высшая школа: образование vs воспитание

Крючкова Светлана Евгеньевна доктор философских наук, профессор Школы философии факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики, Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: Skryuchkova@hse.ru
Крючкова Елена Вячеславовна кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного менеджмента Московского государственного технологического университета «СТАНКИН», Россия, 127055, г. Москва, Вадковский пер., д. 3а. E-mail: kryuchkova_e@mail.ru

Сфера образования в современном мире расширяется и углубляется, в силу этого актуализируется ряд вопросов, касающихся отношений государства, общества и университета как социального института. Сегодня повсеместно и практически постоянно идут дискуссии, проходят конференции и проводятся семинары, в ходе которых осуществляется системное осмысление миссии высшей школы в обществе. В статье осмысливаются следующие принципиальные вопросы: остается ли образование общественным благом, цель которого — всестороннее развитие личности в том смысле, как его понимали родоначальники современной системы образования, или оно превратилось в одну из новых областей экономики, связанных со сферой услуг. Ответ на этот вопрос имеет ключевое значение для понимания роли образования в современном обществе, так как в первом случае ответственность за него лежит на государстве, а во втором — мы имеем дело с рынком, где правят законы спроса и предложения.

Литература:

1. Альтбах Ф. Высшее образование, массовизация и исследовательские университеты // Вопросы образования. — 2017. — № 91. — С. 10–11.

2. Долженко О.В. Очерки по философии образования. — М.: Промо-медиа, 1995. — 240 с.

3. Истомин И.А. Исследовательские университеты США: преимущества и риски синтеза науки и образования // США — Канада. Экономика. Политика. Культура. — 2015. — № 12. — С. 69–84.

4. Крючкова С.Е., Павельева Т.Ю. Исследовательский университет и российское образовательное пространство // Вестник МГТУ «СТАНКИН». — 2016. — № 3 (83). — С. 106–11.

5. Межуев В.М. Модернизация и глобализация: два проекта «эпохи модерна» // Глобализация и перспективы современной цивилизации. — М.: КМК, 2005. — 236 с.

6. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. — 896 с.

7. Сонин К., Хованская И., Юдкевич М. Построение исследовательского университета: структура финансирования и условия найма профессоров // Вопросы экономики. — 2008. — № 12. — С. 69–77.

8. Хейзелькорн Э. Роль высшего образования как общественного блага находится под угрозой? // Вопросы образования. — 2017. — № 91. — С. 6–8.

9. Чжу Чэн. Университетский дух и философское образование // Философия в университете: взгляд из Москвы и Шанхая. — СПб.: Алетейя, 2014. — С. 29–47.

10. Ясперс К. Идея университета. — Минск: БГУ, 2006. — 159 с.

11. Fallon D. The German University. — Boulder: Colorado Associated University Press, 1980.

Как показал известный российский философ В.М. Межуев, «то, что является благом для рынка, для культуры смертельная угроза» [5, c. 23]. Это в полной мере относится и к системе высшего образования, являющейся важнейшей сферой культуры. Распространенное сегодня целеполагание, согласно которому высшее образование в нашей стране должно соответствовать в первую очередь требованиям, предъявляемым к нему глобальной экономикой, и только затем — традициям и установкам национальных систем образования, в условиях кризисного состояния отечественной высшей школы порождает у всех заинтересованных лиц чувство тревоги, а предпринимаемая государством реформа — настроение неудовлетворенности.

Когда-то Я.А. Коменским задача, стоящая перед университетом, была сформулирована так: формирование «человека знающего». С тех пор понимание того, что должен знать человек, получивший высшее образование, сильно изменилось. Из того, что он должен «знать», практически исчезли идеи, носящие гуманистический и гуманитарный характер. Высшее образование стало рассматриваться преимущественно через призму профессиональной утилитарности. Возложенная на университет задача обучения, предполагавшая широкую интеллектуальную подготовку, научные исследования и развитие знаний как условий для достижения главной цели — воспитания «совершенного человека» (В. Гумбольдт) или «цельного, безупречного человека» (К. Ясперс), серьезно трансформировалась. Постепенно она сузилась и практически свелась к формированию функционера-профессионала, о чем свидетельствует тот факт, что в соответствии с духом Болонской декларации воспитание теперь уже не входит в систему высшей школы, его сфера — семья, общая школа, институты массовой культуры и т.п.

Технизация и глобализация привели к трансформации понимания не только образования как обучения, но и собственно воспитания, которое все чаще начинает трактоваться в направлении, придающем ему явное сходство с производством. На эту опасность указывал К. Ясперс в своей книге «Идея университета». По мнению К. Ясперса, «идея» университета как таковая «определяет смысл высшей школы». Это должна быть философски обоснованная идея, которой должны проникнуться ее смотрители — студенты и профессора, проверяющие, соответствует ли учреждение своему идеалу, удовлетворяет ли оно целям, для которых создавалось [10, c. 139].

Для Цитирования:
Крючкова Светлана Евгеньевна, Крючкова Елена Вячеславовна, Высшая школа: образование vs воспитание. Ученый совет. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: