Федеральным законом «О землеустройстве» от 18.06.2001 № 78‑ФЗ установлена обязательность проведения землеустройства в случае выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства, химическими веществами и другим негативным воздействиям, которые имеют повсеместное распространение при использовании земель сельскохозяйственного назначения. При этом ни в одном регионе за исключением Белгородской области установленная законом обязательность проведения землеустройства с установлением сельскохозяйственных регламентов* экологически допустимого (безопасного) использования сельскохозяйственных земель не выполняется. Охрана земель в соответствии с Земельным кодексом РФ представляет собой деятельность, на правленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и при родного ресурса, не только юридических и физических лиц, но и органов государственной власти, органов местного самоуправления, и что полностью отсутствует. Известно, что лучше предупредить, не допустить болезнь, чем ее лечить. Необходимо разработать нормативный правовой акт Российской Федерации о составлении в порядке проведения обязательного землеустройства сельскохозяйственного регламента рационального использования сельскохозяйственных земель, без которого использование земель сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами запрещается, как это установлено, например, Лесным кодексом РФ в отношении использования лесных участков — лицам, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов, в котором предусматривается проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, обеспечению рационального, непрерывного неистощительного их использования с ежегодной подачей в органы местного самоуправления или государственной власти лесной декларации об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. «В России различным видам деградации подвержены значительные площади сельскохозяйственных угодий, прежде всего в ключевых черноземных районах. В числе причин — нерациональные севообороты, недостаточное и несбалансированное внесение удобрений, применение устаревшей тяжелой техники. Так, ежегодный вынос питательных веществ из почвы вследствие сельскохозяйственной деятельности втрое превышает их возврат с вносимыми минеральными и органическими удобрениями» (Прогноз научно‑технологического развития агропромышленного комплекса РФ на период до 2030 года Утвержден приказом Минсельхоза России от 12.01.2017 № 3). «Анализ результатов мониторинга органического вещества (гумуса) в почве — основного показателя, определяющего почвенное плодородие, в 2018 г. показывает, что в Российской Федерации из обследованных 99,7 млн га преобладают слабо гумусированные почвы (37,0 млн га), почвы, содержание гумуса в которых меньше минимального, составляют 25,0 млн га, на средне гумусированные почвы приходится 26,3 млн га, в то время как доля сильно гумусированных почв не превышает 11,4 млн га (Доклад Минсельхоза России «О состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2018 году»). Статья содержит предложения по обеспечению добросовестного отношения сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств к земельным ресурсам, цивилизованного поведения юридических и физических лиц при использовании сельскохозяйственных земель, предприятий и экспедиций по землеустройству и рациональному использованию земельных ресурсов.