В последние годы наблюдается тенденция к концентрации основного объема жилищного строительства в городах-миллионерах Российской Федерации. Для обеспечения комплексного устойчивого развития городов необходимо создать условия высокого ресурсного обеспечения, так необходимые на сегодняшний день. Эти действия будут направлены на три ключевые сферы: социальную, экономическую и экологическую. Без них невозможно достигнуть устойчивого развития. Эти сферы играют важную роль в компенсации уже нанесённого и потенциального вреда окружающей среде [1]. В свою очередь, урбанизированные территории играют важную роль в социально-экономическом развитии страны. Стремление жителей к комфортным условиям, развитой транспортной и социальной инфраструктуре и высоким экономическим возможностям создает значительный спрос на жилье в таких городах.
В условиях многоэтажного строительства наблюдается проблема несоответствия застройки нормативным требованиям. Территории, рассчитанные для изначальной инфраструктуры, не способны обеспечить комфортное проживание при увеличении численности населения в новых районах. Данное особенно актуально для зон, подлежащих реновации, курортных территорий, а также обладающих высокой инвестиционной привлекательностью.
Целью настоящего исследования является систематизация ключевых проблем озеленения урбанизированных территорий с высокой плотностью застройки, а также анализ нормативно-правовых и градостроительных барьеров.
Особую актуальность данные проблемы приобретают в контексте российских мегаполисов, таких как Москва и Краснодар. Они заняли лидирующие позиции в 2023 г. по объемам введенного жилья и сохраняют свои позиции на протяжении нескольких лет. Москва и Краснодар являются ярким примером того, как быстрый рост численности населения, активная застройка и коммерциализация землепользования усугубляют сложившуюся ситуацию в мегаполисах, создавая дефицит озелененных зон.
Так, в Москве, согласно постановлению правительства Москвы от 27 декабря 2024 г. № 3160‑ПП, фактически упраздняется статус особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и заменяется новой категорией — «особо охраняемые зелёные территории» (ООЗТ). Этот нормативный акт вызывает серьезные юридические вопросы и опасения по поводу дальнейшей судьбы московских природных зон. Новая категория введена региональным законодательством, что существенно снижает уровень защиты. В результате правовой статус таких территорий оказывается неопределенным, что дает пространство для злоупотреблений [2].