По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2510-01

Об установленной в 2001 году федеральным законом обязательности проведения землеустройства

Алакоз В. В. действительный государственный советник Российской Федерации, старший научный сотрудник, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, Москва, E-mail: alacoz@list.ru

Федеральным законом «О землеустройстве» от 18.06.2001 № 78‑ФЗ установлена обязательность проведения землеустройства в случае выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства, химическими веществами и другим негативным воздействиям, которые имеют повсеместное распространение при использовании земель сельскохозяйственного назначения. При этом ни в одном регионе за исключением Белгородской области установленная законом обязательность проведения землеустройства с установлением сельскохозяйственных регламентов* экологически допустимого (безопасного) использования сельскохозяйственных земель не выполняется. Охрана земель в соответствии с Земельным кодексом РФ представляет собой деятельность, на правленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и при родного ресурса, не только юридических и физических лиц, но и органов государственной власти, органов местного самоуправления, и что полностью отсутствует. Известно, что лучше предупредить, не допустить болезнь, чем ее лечить. Необходимо разработать нормативный правовой акт Российской Федерации о составлении в порядке проведения обязательного землеустройства сельскохозяйственного регламента рационального использования сельскохозяйственных земель, без которого использование земель сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами запрещается, как это установлено, например, Лесным кодексом РФ в отношении использования лесных участков — лицам, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов, в котором предусматривается проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, обеспечению рационального, непрерывного неистощительного их использования с ежегодной подачей в органы местного самоуправления или государственной власти лесной декларации об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. «В России различным видам деградации подвержены значительные площади сельскохозяйственных угодий, прежде всего в ключевых черноземных районах. В числе причин — нерациональные севообороты, недостаточное и несбалансированное внесение удобрений, применение устаревшей тяжелой техники. Так, ежегодный вынос питательных веществ из почвы вследствие сельскохозяйственной деятельности втрое превышает их возврат с вносимыми минеральными и органическими удобрениями» (Прогноз научно‑технологического развития агропромышленного комплекса РФ на период до 2030 года Утвержден приказом Минсельхоза России от 12.01.2017 № 3). «Анализ результатов мониторинга органического вещества (гумуса) в почве — основного показателя, определяющего почвенное плодородие, в 2018 г. показывает, что в Российской Федерации из обследованных 99,7 млн га преобладают слабо гумусированные почвы (37,0 млн га), почвы, содержание гумуса в которых меньше минимального, составляют 25,0 млн га, на средне гумусированные почвы приходится 26,3 млн га, в то время как доля сильно гумусированных почв не превышает 11,4 млн га (Доклад Минсельхоза России «О состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2018 году»). Статья содержит предложения по обеспечению добросовестного отношения сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств к земельным ресурсам, цивилизованного поведения юридических и физических лиц при использовании сельскохозяйственных земель, предприятий и экспедиций по землеустройству и рациональному использованию земельных ресурсов.

Литература:

1. Бочков Н.В., Першин П.Н., Снегирев М.А., Шарапов В.Ф. История земельных отношений и землеустройства. Москва: Сельхозгиз, 1956.

2. Нормативные акты о земле / Б.В. Ерофеев, Н.И. Краснов, Н.А. Сыродоев. Москва: Изд-во «Юридическая литература», 1978.

3.Инструкция по внутрихозяйственному землеустройству колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, утверждена министром сельского хозяйства РСФСР Л.Я. Флорентьевым 15 июля 1980 г.

4. Методические указания по проведению комплексного мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, утверждены министром сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеевым 24 сентября 2003 г. и президентом Российской академии сельскохозяйственных наук Г.А. Романенко 17 сентября 2003 г.

5. Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 № 78‑ФЗ.

6. Постановление губернатора Белгородской области Е. Савченко от 27 февраля 2004 г. № 57 «Об утверждении положения о проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий на территории Белгородской области».

7. Постановление губернатора Белгородской области Е. Савченко от 4 февраля 2014 г. № 9 «Об утверждении Положения о проекте адаптивно-ландшафтной системы земледелия и охраны почв».

* Сельскохозяйственный регламент — экологические требования по использованию сельскохозяйственных угодий и способы их обработки.

Внутрихозяйственное землеустройство колхозов в связи с введением севооборотов было начато в 1932 г. Оно сводилось главным образом к нарезке полей и бригадных участков. На качестве землеустроительных работ сказывался недопустимо упрощенный подход к установлению и выбору севооборотов, отсутствовало даже элементарное агроэкономическое обоснование севооборотов, схемы чередования культур устанавливались без учета системы агротехнических мероприятий1.

Проект внутрихозяйственного земельного устройства совхозов был более многогранным, составлялся на основе перспективного плана развития производства на ближайшие годы.

В третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1938-1942), принятом состоявшимся в марте 1939 г. XVIII съездом ВКП (б), одной из поставленных задач по сельскому хозяйству было введение в колхозах и совхозах правильных севооборотов и проведение связанного с этим внутрихозяйственного землеустройства.

В докладе на XVIII съезде ВКП (б) указывалось, что, наряду с другими мероприятиями, базой для дальнейшего подъема сельского хозяйства является переход на правильные севообороты, наведение должного порядка в землеустроительных делах. В 1935–1938 гг. работы по внутрихозяйственному землеустройству не прекращались, но они проводились в колхозах в небольшом объеме и неудовлетворительно, сельскохозяйственные органы не уделяли этому делу необходимого внимания.

В третьем пятилетнем плане восстановления народного хозяйства предлагалось ликвидировать запущенность землеустроительных работ и упорядочить дело землеустройства в колхозах, перевести землеустроительные работы на государственный бюджет.

Главная задача внутрихозяйственного землеустройства заключалась в первую очередь в обеспечении колхозам и совхозам условий для введения правильных севооборотов. Ввиду этого установление состава и площадей угодий и севооборотов, а также экономически правильное размещение их по территории хозяйств приобретали первостепенное значение. Внутрихозяйственное землеустройство должно было создать территориальные условия для внедрения правильной дифференцированной агротехники, высокопроизводительного использования сельскохозяйственных машин, повышения производительности труда.

Для Цитирования:
Алакоз В. В., Об установленной в 2001 году федеральным законом обязательности проведения землеустройства. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: