Федеральным законом от 29.12.2006 № 264‑ФЗ в редакции от 23.07.2013 № 236‑ФЗ установлены правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказания услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий. В числе основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий установлена поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях, на которых вследствие природно-климатических условий, состояния почвы, а также социально-экономических факторов уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по сельскому хозяйству, но производство сельскохозяйственной продукции должно осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его доходов, сохранения местных традиций. Цели государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства были провозглашены, но их реализация далека от исполнения. Например, уровень рентабельности по всей деятельности сельскохозяйственных организаций без субсидий из бюджетов всех уровней и включая субсидии в среднем за 2018–2022 гг. составил соответственно в Забайкальском крае –31,16 % и –4,16 %, в Приморском крае –15,98 % и +1,32 %, в Смоленской области –2,92 % и +2,84 %, в Тверской области –0,72 % и +4,8 %. Вместе с тем эти показатели составили по Волгоградской области +30,02 % и +34,92 %, в Самарской области +27,98 % и +34,2 %, в Алтайском крае +29,48 % и +33,02 %, в Ростовской области +26,46 % и +28,98 %, в Курской области +25,82 % и +29,96 %, в Краснодарском крае +24,08 % и +25,98 %, а в среднем по России +13,62 % и +18,54 %. На необходимость дифференцированного подхода к развитию различных территорий, учета демографической ситуации, особенностей системы расселения, специфических природных условий при поддержке территорий с относительно низким уровнем социально-экономического развития вновь указано в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2024 № 4146‑р. Об организации государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях, для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его доходов, в том числе с использованием показателей рентоемкости сельскохозяйственных угодий и доходности сельскохозяйственного производства, говорится в этой статье.