По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2509-01

О пространственном развитии Российской Федерации, сокращении доли жителей сельской местности в населении страны и поддержке сельских территорий с относительно низким уровнем социально-экономического развития, поддержке создания мест приложения труда на указанных территориях

Алакоз В.В. действительный государственный советник Российской Федерации, почетный землеустроитель и почетный геодезист Российской Федерации, действительный член Международной Академии информатизации, старший научный сотрудник, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, Москва, E-mail: v.v.alakoz@vniiesh.ru

Федеральным законом от 29.12.2006 № 264‑ФЗ в редакции от 23.07.2013 № 236‑ФЗ установлены правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказания услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий. В числе основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий установлена поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях, на которых вследствие природно-климатических условий, состояния почвы, а также социально-экономических факторов уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по сельскому хозяйству, но производство сельскохозяйственной продукции должно осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его доходов, сохранения местных традиций. Цели государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства были провозглашены, но их реализация далека от исполнения. Например, уровень рентабельности по всей деятельности сельскохозяйственных организаций без субсидий из бюджетов всех уровней и включая субсидии в среднем за 2018–2022 гг. составил соответственно в Забайкальском крае –31,16 % и –4,16 %, в Приморском крае –15,98 % и +1,32 %, в Смоленской области –2,92 % и +2,84 %, в Тверской области –0,72 % и +4,8 %. Вместе с тем эти показатели составили по Волгоградской области +30,02 % и +34,92 %, в Самарской области +27,98 % и +34,2 %, в Алтайском крае +29,48 % и +33,02 %, в Ростовской области +26,46 % и +28,98 %, в Курской области +25,82 % и +29,96 %, в Краснодарском крае +24,08 % и +25,98 %, а в среднем по России +13,62 % и +18,54 %. На необходимость дифференцированного подхода к развитию различных территорий, учета демографической ситуации, особенностей системы расселения, специфических природных условий при поддержке территорий с относительно низким уровнем социально-экономического развития вновь указано в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2024 № 4146‑р. Об организации государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях, для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его доходов, в том числе с использованием показателей рентоемкости сельскохозяйственных угодий и доходности сельскохозяйственного производства, говорится в этой статье.

Литература:

1. Алакоз В.В. Продуктивный и социально-экономический потенциал сельскохозяйственных земель и его использование // Международный сельскохозяйственный журнал. 2025. № 1. С. 36–58.

2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264‑ФЗ (ред. от 26.12.2024) «О развитии сельского хозяйства».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2024 № 4146‑р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 731 (ред. от 16.05.2025) «О государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации».

5. Документ «Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций РФ, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные как юридические лица за 2018–2022 годы». Москва: ФГБУ «Центр экспертной оценки эффективности деятельности в сфере агропромышленного комплекса», 2023. Департамент бюджетной политики Минсельхоза России.

6. Посевные площади Российской Федерации. Москва: Росстат, 2024.

7. Методика расчета показателя «Рентабельность реализации продукции АПК сельскохозяйственными товаропроизводителями в размере не менее 10 процентов (по данным ведомственной отчетности)». Утверждена приказом Минсельхоза России от 27.12.2022 № 920.

В соответствии с Прогнозом научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 г., разработанным Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и утвержденным приказом Минсельхоза России № 3 от 12 января 2017 г., целью научно-технологического развития агропромышленного комплекса является «гарантированное обеспечение продовольственной безопасности и становление России мировым поставщиком продуктов питания высокой глубины переработки, занятие твердых позиций на мировых рынках сельскохозяйственной продукции, включая как сырье, так и продукцию глубокой переработки. Драйверами для этого являются модернизация крупных предприятий, оптимизация использования агроклиматического потенциала, концентрация товарного сельского хозяйства в южных регионах».

Высшая школа экономики, ее представители, разработавшие «Прогноз», посчитали устаревшим «видение АПК как сектора, привязанного к производственным системам сельских территорий, зависимого от факторов сезонности и требующего больших земельных ресурсов». Наблюдаются процессы пространственной оптимизации производства сельхозпродукции, которые ведут к сжатию сельскохозяйственной территории в северных регионах, Нечернозёмной зоне и росту удельной продуктивности сельского хозяйства, увеличивается интенсивность сельскохозяйственной деятельности в наиболее благоприятных по агроклиматическим и транспортно-логистическим условиям южных регионах. Ключевыми сельскохозяйственными регионами России, на которые приходится основная часть сельскохозяйственного производства являются Краснодарский край, Ростовская область, Республика Татарстан, Белгородская и Воронежская области, Ставропольский край, Республика Башкортостан, Волгоградская область.

Экономическая глобализация, глобализированный характер торговли сельскохозяйственными товарами приводит к подавлению сельскохозяйственного производства в регионах с более низким агроклиматическим потенциалом.

Стратегии развития крупных агропроизводителей создают условия, неблагоприятные для работы малых агропроизводителей и индивидуальных хозяйств, за счет возможности применения новейших технологий, быстрого привлечения капитала, использования государственной поддержки, тогда как средние и малые производители, особенно индивидуальные хозяйства, не обладая такими возможностями, вынуждены сворачивать свою деятельность, не выдерживая конкурентного давления. Конфликт высокопроизводительного крупномасштабного производства и мелкого крестьянского хозяйства получил широкое распространение. Современные сельскохозяйственные технологии основаны на высокомеханизированном труде и не предполагают занятости большого числа работников. Вследствие фронтального замещения труда капиталом крупными агрохолдингами происходит резкая поляризация сельского населения регионов по возможностям занятости и уровню дохода, что приводит к социальной нестабильности в сельской местности и оттоку населения в города, депопуляции сельских территорий. Осуществление бизнесом крупных инвестиционных проектов с ограниченной численностью квалифицированных работников и ограниченными мультипликативными эффектами для локальных экономик прилегающих территорий угрожает традиционному образу жизни крестьян.

Для Цитирования:
Алакоз В.В., О пространственном развитии Российской Федерации, сокращении доли жителей сельской местности в населении страны и поддержке сельских территорий с относительно низким уровнем социально-экономического развития, поддержке создания мест приложения труда на указанных территориях. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: