Мировая глобализация и ускорение процессов урбанизации приводят к возрастающим темпам деградации земель. Так, в России, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, деградирует 1,5–2 млн га земель ежегодно [15] и на конец 2023 г. доля деградированных земель составила около 60 % (рис. 1).
Проблему усложняет рост загрязненных земель, которые сокращают не только потенциал сельского хозяйства, но и градостроительный потенциал. По данным Федеральной службы государственной статистики на конец 2023 г., загрязнение почв достигло площади свыше 74 млн га, из них 0,7 млн га с чрезвычайно опасным уровнем загрязнения [7]. Среди видов загрязнения наиболее обширными являются химическое загрязнение и замусоривание (рис. 2). В свою очередь виды загрязнения представлены на рис. 3.
В результате при таких масштабах влияния загрязнения вопрос рационального использования земель является одним из наиболее острых. Одним из путей повышения рационализации использования земель является вовлечение в хозяйственный оборот уже загрязненных земель. Конечно, даже на первый взгляд процесс очистки земель до уровня их пригодности выглядит сложнотехнологичным и сложно-организационным, а также, очевидно, требует значительных инвестиций. Однако, как отмечают специалисты, зачастую вкладываемые ресурсы окупаются в краткие сроки, поскольку, в частности, загрязненные территории расположены в черте города или вблизи крупных промышленных объектов, приближенность к которым делает такую территорию коммерчески выгодной. Важно отметить, при восстановлении загрязненных земель возникает необходимость соблюдения не только требований применяемых технологий производства, но и совмещения этих технологий с выполнением специфических мероприятий по восстановлению и поддержанию почвенного плодородия, снижению уровня загрязнения и восстановлению почв до экологически нормального состояния. Соответственно комплекс мероприятий, направленных на восстановление качества земли с учетом всех установленных требований, и формирует механизм вовлечения загрязненных земель.