В статье анализируются локальные нормативные акты, а также коллективные договоры с точки зрения закрепления в них мер социальной поддержки. Кроме того, рассматривается вопрос о праве работника осуществлять контроль за формированием своих пенсионных прав, а также о включении в связи с этим в расчетный листок по заработной плате сведений об уплаченных работодателем страховых взносах. Обосновывается вывод о значимости локального нормотворчества в сфере социальной поддержки.
Трудовой кодекс РФ устанавливает норму рабочего времени в размере 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Однако в отношении рабочего времени существуют отклонения, т.к. не всегда возможно соблюдать ежедневную и еженедельную норму. Чтобы соблюсти право работников на отдых и не навредить производству, закон позволяет вводить суммированный учет рабочего времени сроком до одного года.
В статье на основе анализа норм главы 39 ТК РФ и судебной практики рассматриваются актуальные вопросы порядка взыскания материального ущерба, причиненного работодателю, и возмещения затрат, связанных с обучением работника.
Несмотря на принятие Конституционным Судом РФ 28.06.2018 Постановления № 26-П (По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других) вопросы оплаты труда за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день по-прежнему вызывают серьезные споры, если установленная в организации система оплаты труда представляет собой не только тарифную ставку (должностной оклад) или сдельную расценку, но и в совокупности с ними предусматривает наличие иных элементов, составляющих заработную плату, например доплаты и надбавки стимулирующего и (или) компенсационного характера. Рассмотрим подробнее порядок оплаты труда в данной ситуации.
Авторы рассматривают особенности регулирования труда несовершеннолетних работников как дифференциацию в правовом регулировании, когда возможно применение общих норм трудового законодательства и специальных норм, касающихся только лиц, не достигших 18 лет. На основе анализа действующего законодательства авторы обращают внимание на соответствие норм национального и международного законодательства по вопросам исследования. Гарантии и льготы, предоставляемые законодателем, делают несовершеннолетних работников малопривлекательными для работодателей, в связи с чем авторы считают необходимым усилить ответственность за нарушения трудовых прав несовершеннолетних работников.
Комиссии по трудовым спорам являются досудебным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Комиссии по трудовым спорам возникли в СССР во второй половине XX в. Трудовой Кодекс РФ сохранил этот орган по рассмотрению трудовых споров. В современный период роль комиссий по трудовым спорам снижается. Вместе с тем в статье анализируется положение и деятельность комиссий по трудовым спорам в горно-металлургической отрасли, где традиционно сильны позиции профсоюзов. Авторы статьи также анализируют проблемы, с которыми работники сталкиваются при обращении в КТС и в суд, пытаясь применить процедуру медиации при рассмотрении спора.
В статье рассмотрены вопросы о защите права граждан на социальное обеспечение с применением цифровых технологий, указывается на пробелы в области правового регулирования вопросов такой защиты. Отмечается, что вопросы цифровизации в области защиты права на социальное обеспечение требуют тщательной проработки, и, главным образом, с точки зрения формирования нормативной базы, обеспечивающей законодательное обеспечение такой защиты. Вместе с тем развитие вопросов цифровизации упростит и ускорит процесс отстаивания своих прав и интересов лиц, чье право на социальное обеспечение нарушено.
Исследуется ситуация на рынке труда с позиций обращаемости граждан в органы службы занятости населения, доли их трудоустройства, структуры потребностей работодателей в рабочей силе. Определены области взаимодействия работодателей и органов службы занятости населения. Выявлены приоритеты и проблемы в исследуемой сфере, предложены меры по совершенствованию взаимодействия работодателей и органов службы занятости населения.
Возможно ли привлечение работника к дополнительной работе без увеличения в штатном расписании штатных единиц по должности? На этот и другие вопросы отвечают специалисты службы Правового консалтинга ГАРАНТ