Россия готовится к прорыву в новый технологический уклад, в основе которого искусственный интеллект, робототехника, аддитивные технологии [1], правовая система страны развивается в условиях Четвертой промышленной революции.
Окинавская Хартия глобального информационного общества, принятая ведущими державами, включая Российскую Федерацию, закрепляет, что информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей. Они дают возможность более эффективно и творчески решать социальные проблемы, открывая обществу огромные возможности.
В условиях нашей страны широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в юридическую деятельность, в правовую материю ставит на повестку дня вопрос о необходимости новых механизмов защиты прав граждан, а также законодательное регулирование таких механизмов. Д.А. Медведев отмечает, что «нам необходимо включить в правовое регулирование универсальные базовые подходы, чтобы обеспечить эффективные и безопасные условия для использования цифровых технологий» [2].
Этот вопрос весьма актуален и в сфере социального обеспечения, в которой получение гражданами информации о возможности получения ими того или иного вида социального обеспечения должно являться неотъемлемой частью обеспечения их социальных прав. Реализация таких прав должна быть гарантирована их действенной защитой, в том числе судебной, где цифровые технологии уже давно получили широкое распространение.
Исковые заявления, административные исковые заявления, ходатайства, возражения, требования об отсрочке исполнения решения, жалобы, в том числе о нарушении права заявителя на социальное обеспечение, могут быть поданы в суд в электронном виде, путем их направления в адрес суда [3].
Отдельными судами используется программное обеспечение электронного распределения дел между судьями, осуществляется аудиопротоколирование судебных заседаний.