27 июня 2025 г. в Минске прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета. Рассмотрен ряд значимых вопросов интеграционной повестки. Это такие направления, как совершенствование права ЕАЭС, реализация Стратегии развития евразийской экономической интеграции, международное сотрудничество, торговля, развитие рынка услуг, регулирование деятельности субъектов естественных монополий, взаимодействие в области спорта.
Белоруссия и Россия завершили отладку технологического взаимодействия и доработали национальные сегменты по общему процессу № 46 «Информационное обеспечение транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Евразийского экономического союза». Это позволило им приступить к полноформатному информационному обмену.
Татьяна Меркушова выступила на сессии «Интеграционные процессы в сфере таможенного регулирования: новации и экономические преимущества», где рассказала участникам о подходах ФТС России к стратегическому планированию в рамках ЕАЭС.
На «полях» Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) заместитель руководителя ФТС России Татьяна Меркушова и директор таможенной администрации Бахрейна Ахмед Аль-Халифа подписали межправительственное соглашение о взаимной помощи в таможенных делах.
Заместитель руководителя ФТС России Татьяна Меркушова приняла участие во встрече сопредседателей Российско-Никарагуанской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в рамках ПМЭФ.
В данной статье рассмотрены основные внешнеторговые показатели Германии за последнее десятилетие, проанализирована ее географическая и товарная структура, определены главные торговые партнеры как внутри Европейского союза, так и за его пределами. Особое внимание уделено влиянию на экономику ФРГ и ее внешнюю торговлю активного участия в глобальном противостоянии «коллективного» Запада с Россией. Новизна публикации заключается в том, что в ней приведены новейшие статистические данные касательно ВВП и внешней торговли Германии. При написании статьи активно применялся статистико-математический метод научного исследования.
Сравнительным правоведением исследованы методологические аспекты практики административной юрисдикции таможенных органов в виде необоснованной квалификации по статье 16.3 КоАП РФ нарушений таможенных правил декларантами из-за несоблюдения ими мер технического регулирования при декларировании ввозимых товаров. Приводятся условия, которые при производстве по административным делам о НТП позволяют симулировать их квалификацию не по подлежащему применению составу части 3 статьи 16.2 КоАП РФ. Для обеспечения законности в данном вопросе и нивелирования подобной практики таможенных органов предложены пути разрешения «конкуренции» указанных составов НТП.
Таможенные органы обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение запретов и ограничений, содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, жизни и здоровья животных и растений, охране окружающей природной среды. Международное таможенное сотрудничество может выступать эффективным инструментом обеспечения соблюдения запретов и ограничений. В статье исследуется мировая практика борьбы с таможенными правонарушениями на примере опыта Монголии. Передовой международный опыт можно использовать таможенными органами России при выполнении задачи по обеспечению соблюдения запретов и ограничений.
Анализируются существующие в таможенном законодательстве ЕАЭС и Российской Федерации правовые основания, по которым владельцы МБТ исключаются из реестра таких владельцев и прекращают данный вид деятельности в сфере таможенного дела. Отмечаются положительные аспекты в установленных основаниях и их несовершенства, а также степень унификации с нормами аналогичных институтов законодательств государств — членов ЕАЭС, вносятся предложения по правовому совершенствованию норм института беспошлинной торговли в части оснований и процедуры исключения владельцев МБТ из одноименного реестра, к примеру введению, как в других странах ЕАЭС, процедуры приостановления (и возобновления) деятельности владельцев МБТ.