По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.5

Мировая практика борьбы с таможенными правонарушениями: опыт Монголии

Худжатов М. Б. канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры таможенного дела и права, Московский финансово-юридический университет МФЮА. E-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Таможенные органы обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение запретов и ограничений, содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, жизни и здоровья животных и растений, охране окружающей природной среды. Международное таможенное сотрудничество может выступать эффективным инструментом обеспечения соблюдения запретов и ограничений. В статье исследуется мировая практика борьбы с таможенными правонарушениями на примере опыта Монголии. Передовой международный опыт можно использовать таможенными органами России при выполнении задачи по обеспечению соблюдения запретов и ограничений.

Литература:

1. Вардомский, Л. Б., Пылин, А. Г. Временное торговое соглашение ЕАЭС и Монголии и рост связанности экономик Монголии и России // Российскомонгольские экономические отношения: текущие проблемы и новые возможности: Сборник научных статей. — М., 2024. — С. 121–135.

2. Федотов, А. Н., Щепина, С. В. Влияние современных интеграционных процессов на процедуры таможенного контроля перемещения продовольственных товаров через таможенную границу Монголии и ЕАЭС // Baikal Research Journal. — 2024. — Т. 15. — № 2. — С. 626–636.

3. Зыков, А. А., Прокошина, М. О. Таможенное регулирование и борьба с правонарушениями и преступлениями в международном обороте объектов СИТЕС // Зеленый коридор. Наука и образование в таможенном деле. — 2021. — № 1 (15). — С. 19–26.

4. Ронжина, Н. А., Кошелев, Н. ., Иванов, Е. И. Борьба таможенных органов с контрабандой редких и исчезающих объектов дикой флоры и фауны, охраняемых конвенцией СИТЕС // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2024. — № 10 (98). — С. 34–41.

5. Анхбаатар, Г., Гунгаа, Б. Э. Особенности организации таможенного контроля в Монголии // Вестник Российской таможенной академии. — 2020. — № 4 (53). — С. 123–131.

6. Елистратов, А. С. Роль таможенного регулирования в развитии внешней торговли Монголии // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. — 2021. — № 10. — С. 64–69.

7. Кирбитова, С. В. Российско-монгольские отношения: экономические и таможенные аспекты // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. — 2024. — № 3 (108). — С. 83–92.

8. Аверин, А. В., Цогтбаатар, А. О взаимном признании результатов таможенного контроля в рамках таможенного сотрудничества России и Монголии // Юрист. — 2023. — № 6. — С. 49–54.

9. Григорьева, Н. Н., Улитина, В. Е., Гершенович, Д. А. Перспективы взаимоотношений России и Монголии // Молодая наука Сибири. — 2024. — № 3 (25). — С. 173–178.

10. Бурых, А. С. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности России и Монголии // Актуальные проблемы таможенного администрирования: Сборник материалов Молодежной научной конференции. — СПб., 2025. — С. 64–68.

1. Vardomskiy, L. B., Pylin, A. G. Temporary trade agreement between the EAEU and Mongolia and the growing connectivity of the economies of Mongolia and Russia. In the collection: Russian-Mongolian economic relations: current problems and new opportunities. Collection of scientifi c articles. Moscow, 2024, pp. 121–135.

2. Fedotov, A. N., Shchepina, S. V. The impact of modern integration processes on the procedures for customs control of the movement of food products across the customs border of Mongolia and the EAEU. Baikal Research Journal. 2024, Vol. 15, No. 2, pp. 626–636.

3. Zykov, A. A., Prokoshina, M. O. Customs regulation and the fi ght against off enses and crimes in the international circulation of CITES objects. Green corridor. Science and education in customs aff airs. 2021, No. 1 (15), pp. 19–26.

4. Ronzhina, N. A., Koshelev, N. A., Ivanov, E. I. The fi ght of customs authorities against smuggling of rare and endangered species of wild fl ora and fauna protected by the CITES Convention. Skif. Student Science Issues. 2024, No. 10 (98), pp. 34–41.

5. Ankhbaatar, G., Gungaa, B. E. Features of the organization of customs control in Mongolia. Bulletin of the Russian Customs Academy. 2020, No. 4 (53), pp. 123–131.

6. Elistratov, A. S. The role of customs regulation in the development of Mongolia’s foreign trade. Customs regulation. Customs control. 2021, No. 10, pp. 64–69.

7. Kirbitova, S. V. Russian-Mongolian relations: economic and customs aspects. Customs policy of Russia in the Far East. 2024, No. 3 (108), pp. 83–92.

8. Averin, A. V., Tsogtbaatar, A. On mutual recognition of the results of customs control in the framework of customs cooperation between Russia and Mongolia. Jurist. 2023, No. 6, pp. 49–54.

9. Grigorieva, N. N., Ulitina, V. E., Gershenovich, D. A. Prospects for relations between Russia and Mongolia. Young Science of Siberia. 2024, No. 3 (25), pp. 173–178.

10. Burykh, A. S. Prospects for the Development of Foreign Economic Activity of Russia and Mongolia. In the book: Actual Problems of Customs Administration. Collection of Materials of the Youth Scientifi c Conference. St. Petersburg, 2025, pp. 64–68.

Монголия — это государство в Северо-Восточной Азии, граничащее с Россией на севере и с Китаем на юге. Монголия относится к числу государств, не имеющих выхода к морю. По площади (1566 тыс. км²) занимает 18-е место в мире. Население Монголии составляет 3,35 млн человек; большинство населения (около 95 %) составляют халха-монголы. Столица и крупнейший город — Улан-Батор. Другие крупные города Монголии — Эрдэнэт, Дархан, Чойбалсан и Цэцэрлэг. Официальный язык — монгольский, национальная валюта — монгольский тугрик (рис. 1).

Общий внешнеторговый товарооборот Монголии составляет примерно 24,5 млрд долл. США. При этом Монголия имеет положительное сальдо внешней торговли, экспорт превышает импорт почти на 6 млрд долл. США. Начиная с 2020 г. Монголия демонстрирует хорошие темпы роста как экспорта, так и импорта товаров, причем монгольский экспорт вырос ровно в 2 раза (рис. 2).

Таможенные органы Монголии выявляют множество таможенных правонарушений, число которых увеличивается с каждым годом. Более половины всех таможенных правонарушений связаны с уклонением от уплаты налогов; также высокими являются доли правонарушений, выявляемых при перемещении через таможенную границу лекарственных средств, фармацевтической и алкогольной продукции (табл. 1).

Из таблицы 1 видно, что определенное количество таможенных правонарушений связано с перемещением через таможенную границу объектов СИТЕС. Перемещение в рамках международной торговли редких диких животных и растений, их частей и (или) дериватов осуществляется в соответствии с требованиями Конвенции СИТЕС при наличии разрешений (сертификатов, удостоверений) СИТЕС, выданных национальными административными органами СИТЕС страны-экспортера. При этом при ввозе на таможенную территорию объектов СИТЕС разрешения (сертификаты) СИТЕС предоставляются таможенному органу на бумажном носителе [3].

В частности, таможенные органы Монголии имеют опыт выявления таможенных правонарушений при перемещении через таможенную границу дериватов волка, оленьих рогов и других объектов СИТЕС (табл. 2).

Для Цитирования:
Худжатов М. Б., Мировая практика борьбы с таможенными правонарушениями: опыт Монголии. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: