По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 343.37; 339.543

Симуляционные признаки конкуренции составов нарушений таможенных правил по статье 16.3 и части 3 статьи 16.2 КОАП РФ

Витюк В. В. канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела, Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, Новосибирский государственный аграрный университета (НГАУ), г. Новосибирск. Е-mail: Vityuk.V.V@yandex.ru

Сравнительным правоведением исследованы методологические аспекты практики административной юрисдикции таможенных органов в виде необоснованной квалификации по статье 16.3 КоАП РФ нарушений таможенных правил декларантами из-за несоблюдения ими мер технического регулирования при декларировании ввозимых товаров. Приводятся условия, которые при производстве по административным делам о НТП позволяют симулировать их квалификацию не по подлежащему применению составу части 3 статьи 16.2 КоАП РФ. Для обеспечения законности в данном вопросе и нивелирования подобной практики таможенных органов предложены пути разрешения «конкуренции» указанных составов НТП.

Литература:

1. Договор о ЕАЭС от 29.05.2014 // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. — URL: http://www. eurasiancommision,org/ (дата обращения: 20.05.2025).

2. Таможенный кодекс ЕАЭС // Официальный сайт ЕАЭС [Электронный ресурс]. — URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 20.05.2025).

3. Витюк, В. В. Терминология таможенного права и ее значение в таможенном деле // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. — 2023. — № 1 (102). — С. 71–85.

4. Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушение таможенных правил таможенного союза и государств — членов таможенного союза; принят решением от 05.07.2010 № 50 Межгосударственного совета ЕврАзЭС // СЗ РФ. — 2012. — № 32. — Ст. 4476.

5. Закон Республики Армения от 07.10.2022 № 3Р-353-Н «О таможенном регулировании» // Национальное собрание Республики Армении [Электронный ресурс]. — URL: http://www. parliament.am/.

6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2018, № 32 (ч. I), ст. 5082; Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.05.2025).

7. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2020–2024 гг. / Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. — URL: https://customs.gov.ru/ activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyxrassledovanij-i-doznaniya/ document/323702.

8. Калуга, А. А., Шинкарева, С. К. Проблема унификации административного законодательства стран — участниц ЕАЭС // Инновации в науке и практике: сб. трудов по материалам XVI Всеросс. конкурса научно-исследовательских работ (Уфа, 29 апреля 2024 г.). — Уфа.: Вестник науки, 2024. — С. 53–61.

9. Клинкова, Д. С., Хорунженко, А. В. Административные правонарушения по статье 16.23 КоАП РФ за незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела и составы аналогичных нарушений по законодательствам государств — членов ЕАЭС // Перспективы развития науки в современном мире: сб. трудов по материалам XVIII Всеросс. конкурса научно-исследовательских работ (Уфа, 27 мая 2024 г.). — Уфа: Вестник науки, 2024. — С. 150–166.

10. Лырщикова, Е. В. Нарушения таможенных правил и их составы по статье 16.4 КоАП РФ и статьям-аналогам по административным законодательствам государств — членов ЕАЭС и степень их унификации // Научный форум: сб. статей VII Междунар. научно-практ. конф. (Пенза, 23 апреля 2024 г.). — Пенза: Наука и просвещение, 2024. — С. 150–158.

11. Черепанов, М. М. Типология ст. 16.3 КоАП Российской Федерации и сравнение с ее аналогами в административных законах Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Армении // Перспективы развития таможенного регулирования в условиях цифровизации и автоматизации: матер. Всеросс. научно-практ. конф. (Новосибирск, 19 марта 2024 г.). — Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2024. — С. 199–214.

12. Краткий словарь иностранных слов. / Под ред. И. В. Лехина и проф. Ф. Н. Петрова. — 7-е изд. — М.: Гос. издательство иностр. и национальных словарей, 1952. — 488 с.

13. Анализ практики применения примечаний 2–4 к статье 16.2 КоАП РФ в 2024 году [Электронный ресурс]. — URL: http://www.alta.ru/external_ news/117575/.

14. Витюк, В. В. Терминологическая характеристика понятия «перемещение через таможенную границу» в таможенном законодательстве постсоветского периода // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. — 2024. — № 1 (106). — С. 81–95.

15. Решение Совета ЕЭК от 12.11.2021 № 130 «О Порядке ввоза на таможенную территорию ЕАЭС продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС» // Официальный сайт ЕАЭС [Электронный ресурс]. — URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 20.05.2025).

16. Витюк, В. В. Законность как принцип деятельности таможенных органов Российской Федерации и организационно-правовые средства, его обеспечивающие // Вестник СГУПС: Гуманитарные исследования. — 2023. — № 4 (19). — С. 61–70.

17. Витюк, В. В. Демократизм и законность как принципы таможенного права, обеспечивающие соблюдение приоритета прав и свобод человека и гражданина // Сибирский международный: научный альманах. — 2017. — № 19. — С. 35–39.

18. Габричидзе, Б. Н., Коланда, В. М. Принцип профессионализма в государственной службе // Государство и право. — 1995. — № 12. — С. 19–22.

19. Шатилов, С. П., Шатилова, О. А. Профессионализм как базовый принцип гражданской службы в Российской Федерации // Вестник СГУПС: Гуманитарные исследования. — 2024. — № 1 (20). — С. 48–54.

1. Treaty on the EAEU of 29.05.2014. Offi cial website of the Eurasian Economic Commission. Available at: http://www. eurasiancommision,org/ (accessed: 20.05.2025).

2. Customs Code of the EAEU. Offi cial website of the EAEU. Available at: http://www. eaeunion.org/ (accessed: 20.05.2025).

3. Vityuk, V. V. Terminology of customs law and its importance in customs aff airs. Customs policy of Russia in the Far East. 2023, No. 1 (102), рр 71–85.

4. Treaty on the specifi cs of criminal and administrative liability for violation of customs rules of the Customs Union and the Member States of the Customs Union; adopted by the decision of 05.07.2010 No. 50 of the Interstate Council of the Eurasian Economic Community. Collected Legislation of the Russian Federation. 2012, No. 32, Art. 4476; Bulletin of International Treaties. 2013, No. 4.

5. Law of the Republic of Armenia dated 07.10.2022 No. 3P-353-N "On Customs Regulation". National Assembly of the Republic of Armenia. Available at: http://www. parliament.am/.

6. Federal Law dated 03.08.2018 No. 289-FZ "On Customs Regulation in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation".Collected Legislation of the Russian Federation, 2018, No. 32 (Part I), Art. 5082; Offi cial Internet Portal of Legal Information. Available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed: 20.05.2025).

7. Indicators of law enforcement activities of the customs authorities of the Russian Federation for 2020–2024. Offi cial website of the Federal Customs Service. Available at: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniyatamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/323702.

8. Kaluga, A. A., Shinkareva, S. K. The problem of unifi cation of administrative legislation of the EAEU member states. Innovations in science and practice: collection of works based on the materials of the XVI All-Russian competition of research works (Ufa, April 29, 2024). Ufa. Publ. NIC Vestnik Nauki, 2024, рр. 53–61.

9. Klinkova, D. S., Khorunzhenko, A. V. Administrative Off enses under Article 16.23 of the Code of Administrative Off enses of the Russian Federation for Illegal Activities in the Field of Customs Aff airs and the Elements of Similar Off enses under the Legislation of the EAEU Member States. Prospects for the Development of Science in the Modern World: Collection of Papers Based on the Materials of the XVIII All-Russian Competition of Research Papers (Ufa, May 27, 2024). Ufa. Publishing House NIC Vestnik Nauki, 2024, pp. 150–166.

10. Lyrshchikova, E. V. Violations of Customs Rules and Their Elements under Article 16.4 of the Code of Administrative Off enses of the Russian Federation and Similar Articles under the Administrative Legislation of the EAEU Member States and the Degree of Their Unifi cation. Scientifi c Forum: Collection of Articles of the VII Int. scientifi c-practical.conf. (Penza, April 23, 2024). Penza: Publishing House of the MCNS "Science and Education". 2024, рp. 150–158.

11. Cherepanov, M. M. Typology of Art. 16.3 of the Code of Administrative Off enses of the Russian Federation and comparison with its analogues in the administrative laws of Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Armenia. Prospects for the Development of Customs Regulation in the Context of Digitalization and Automation: Proc. All-Russian scientifi cpractical.conf. (Novosibirsk, March 19, 2024). Novosibirsk: Publishing House of SUSPS, 2024, рp. 199–214.

12. Brief Dictionary of Foreign Words. Ed. by I. V. Lekhin and Prof. F. N. Petrov. 7th ed. Moscow: State Publishing House of Foreign Languages. and national dictionaries, 1952, 488 p.

13. Analysis of the practice of applying notes 2–4 to article 16.2 of the Code of Administrative Off enses of the Russian Federation in 2024. Available at: http://www.alta.ru/external_news/117575/.

14. Vityuk, V. V. Terminological characteristics of the concept of "movement across the customs border" in the customs legislation of the post-Soviet period. Customs policy of Russia in the Far East. 2024, No. 1 (106), рр. 81–95.

15. Decision of the EEC Council of 12.11.2021 No. 130 "In the Procedure for importing products subject to mandatory conformity assessment in the customs territory of the EAEU into the customs territory of the EAEU". Offi cial website of the EAEU. Available at: http://www.eaeunion.org/ (accessed: 20.05.2025).

16. Vityuk, V. V. Legality as a principle of activity of customs authorities of the Russian Federation and organizational and legal means of ensuring it. Bulletin of SUSPS: Humanitarian studies. 2023, No. 4 (19), рp. 61–70.

17. Vityuk, V. V. Democracy and legality as principles of customs law ensuring compliance with the priority of human and civil rights and freedoms. Siberian international: scientifi c almanac. 2017, No. 19, рp. 35–39.

18. Gabrichidze, B. N., Kolanda, V. M. The principle of professionalism in civil service. State and Law. 1995. No. 12, рp. 19–22.

19. Shatilov, S. P., Shatilova, O. A. Professionalism as a Basic Principle of Civil Service in the Russian Federation. Bulletin of SUSPS: Humanitarian Research. 2024, No. 1 (20), рр. 48–54.

Как известно, вопросы таможенного дела (таможенного регулирования) в своей основе были унифицированы еще на этапе создания ЕврАзЭС путем принятия Таможенного кодекса таможенного союза (ТК ТС), а в рамках ЕАЭС унификация продолжена на основе Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 (Договор) [1] и Таможенного кодекса ЕАЭС [2], принятого Договором о ТК ЕАЭС от 11.04.2017. Именно эти два правовых документа завершили формирование нового права — права ЕАЭС (Союза), которое подняло таможенное регулирование на наднациональный уровень, то есть на уровень регионального международного права государств — членов ЕАЭС и Единого экономического пространства (ЕЭП) [3, с. 72]. Обновляя таможенное законодательство, Договор и ТК ЕАЭС обновили и таможенную терминологию [3, с. 75]. Одновременно с ней модификации подверглись и отдельные институты таможенного дела.

В свою очередь, отдельные направления деятельности государств — членов ЕАЭС по-прежнему не имеют унифицированной правовой основы, к примеру административное законодательство, в части привлечения к административной ответственности лиц за нарушение таможенных правил (НТП), которое до настоящего времени уже много лет все еще находится на уровне его гармонизации1 по «приведению к единообразному определению противоправности таких деяний» [4, п. 2 ст. 3], оставляя в юрисдикции государств — членов ЕАЭС право определять виды административных правонарушений, порядок и принципы привлечения лиц к соответствующему виду ответственности за указанные деяния (с учетом особенностей, определенных данным Договором) (п. 1 ст. 3).

Медленнее всего в области гармонизации административного законодательства в части административной ответственности за административные таможенные правонарушения продвигалась Республика Армения (РА), только в 2022 г. принявшая Закон РА от 07.10.2022 № ЗР-353-Н «О таможенном регулировании» [5], глава 58 «Нарушение таможенных правил» которого посвящена данному вопросу. До указанного времени нормы об административной ответственности за НТП содержались в Таможенном кодексе РА, последние изменения которым были проведены еще в 2012 г., то есть в период действия таможенного законодательства ТС ЕврАзЭС. Аналогично, несмотря на многочисленные новеллы в таможенном праве ЕАЭС (по сравнению с таможенным правом ТС ЕврАзЭС), последние изменения в КоАП РФ в части административной ответственности за НТП (глава 16 КоАП РФ), вносились в 2016 г., в то время как ТК ЕАЭС принят в 2017 г., а введен в действие с 01.01.2018, то есть так же, как и Армения, Российская Федерация фактически пользуется административным законодательством, ответственность по которому основана на нарушениях таможенных правил, базой чему является утративший силу ТК ТС. Наиболее современные в этом плане — административные законы Белоруссии (РБ) и Киргизии (КР), принятые в 2021 г., а административный закон Казахстана (РК), хотя и принят в 2014 г., но обновлен в 2024 г. Cамым принципиальным отличием административных законов в части ответственности за НТП всех государств — членов ЕАЭС, кроме Армении, является то, что меры ответственности и составы НТП сконцентрированы у них в общенациональных кодексах об административных правонарушениях, а в Армении — в специальном таможенном законе — аналоге российского Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ [6].

Для Цитирования:
Витюк В. В., Симуляционные признаки конкуренции составов нарушений таможенных правил по статье 16.3 и части 3 статьи 16.2 КОАП РФ. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: