Как известно, вопросы таможенного дела (таможенного регулирования) в своей основе были унифицированы еще на этапе создания ЕврАзЭС путем принятия Таможенного кодекса таможенного союза (ТК ТС), а в рамках ЕАЭС унификация продолжена на основе Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 (Договор) [1] и Таможенного кодекса ЕАЭС [2], принятого Договором о ТК ЕАЭС от 11.04.2017. Именно эти два правовых документа завершили формирование нового права — права ЕАЭС (Союза), которое подняло таможенное регулирование на наднациональный уровень, то есть на уровень регионального международного права государств — членов ЕАЭС и Единого экономического пространства (ЕЭП) [3, с. 72]. Обновляя таможенное законодательство, Договор и ТК ЕАЭС обновили и таможенную терминологию [3, с. 75]. Одновременно с ней модификации подверглись и отдельные институты таможенного дела.
В свою очередь, отдельные направления деятельности государств — членов ЕАЭС по-прежнему не имеют унифицированной правовой основы, к примеру административное законодательство, в части привлечения к административной ответственности лиц за нарушение таможенных правил (НТП), которое до настоящего времени уже много лет все еще находится на уровне его гармонизации1 по «приведению к единообразному определению противоправности таких деяний» [4, п. 2 ст. 3], оставляя в юрисдикции государств — членов ЕАЭС право определять виды административных правонарушений, порядок и принципы привлечения лиц к соответствующему виду ответственности за указанные деяния (с учетом особенностей, определенных данным Договором) (п. 1 ст. 3).
Медленнее всего в области гармонизации административного законодательства в части административной ответственности за административные таможенные правонарушения продвигалась Республика Армения (РА), только в 2022 г. принявшая Закон РА от 07.10.2022 № ЗР-353-Н «О таможенном регулировании» [5], глава 58 «Нарушение таможенных правил» которого посвящена данному вопросу. До указанного времени нормы об административной ответственности за НТП содержались в Таможенном кодексе РА, последние изменения которым были проведены еще в 2012 г., то есть в период действия таможенного законодательства ТС ЕврАзЭС. Аналогично, несмотря на многочисленные новеллы в таможенном праве ЕАЭС (по сравнению с таможенным правом ТС ЕврАзЭС), последние изменения в КоАП РФ в части административной ответственности за НТП (глава 16 КоАП РФ), вносились в 2016 г., в то время как ТК ЕАЭС принят в 2017 г., а введен в действие с 01.01.2018, то есть так же, как и Армения, Российская Федерация фактически пользуется административным законодательством, ответственность по которому основана на нарушениях таможенных правил, базой чему является утративший силу ТК ТС. Наиболее современные в этом плане — административные законы Белоруссии (РБ) и Киргизии (КР), принятые в 2021 г., а административный закон Казахстана (РК), хотя и принят в 2014 г., но обновлен в 2024 г. Cамым принципиальным отличием административных законов в части ответственности за НТП всех государств — членов ЕАЭС, кроме Армении, является то, что меры ответственности и составы НТП сконцентрированы у них в общенациональных кодексах об административных правонарушениях, а в Армении — в специальном таможенном законе — аналоге российского Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ [6].