По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.543; 342.98

Владелец магазина беспошлинной торговли: исключение из реестра и утрата статуса

Витюк В. В. канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела, Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, Новосибирский государственный аграрный университета (НГАУ), г. Новосибирск. Е-mail: Vityuk.V.V@yandex.ru

Анализируются существующие в таможенном законодательстве ЕАЭС и Российской Федерации правовые основания, по которым владельцы МБТ исключаются из реестра таких владельцев и прекращают данный вид деятельности в сфере таможенного дела. Отмечаются положительные аспекты в установленных основаниях и их несовершенства, а также степень унификации с нормами аналогичных институтов законодательств государств — членов ЕАЭС, вносятся предложения по правовому совершенствованию норм института беспошлинной торговли в части оснований и процедуры исключения владельцев МБТ из одноименного реестра, к примеру введению, как в других странах ЕАЭС, процедуры приостановления (и возобновления) деятельности владельцев МБТ.

Литература:

1. Витюк, В. В. Беспошлинная торговля как вид деятельности в сфере таможенного дела: понятие, общая характеристика // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. — 2025. — № 3. — С. 42–62.

2. Витюк, В. В. Владелец магазина беспошлинной торговля: понятие, современные условия приобретения статуса // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. — 2025. — № 5. — С. 16–34.

3. Таможенный кодекс ЕАЭС // Офиц. сайт ЕАЭС [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.eaeunion.org/ (дата обращения: 20.03.2025).

4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ; Официальный интернет-портал правовой информации. — 2018. — № 32 (Ч. I). — Ст. 5082 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2025).

5. Закон Республики Армения от 07.10.2022 № 3Р-353-Н «О таможенном регулировании» // Национальное Собрание Республики Армения [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.parliament.am/.

6. Закон Президента Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — URL: https://pravo.by/.

7. Кодекс Республики Казахстан от 26.12.2017 № 123-VI «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» // Единая платформа интернетресурсов государственных органов (ЕПИР ГО) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gov.kz/.

8. Закон Кыргызской Республики от 24.04.2019 № 52 «О таможенном регулировании» // Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. — URL: https://cbd.minjust.gov. kg/.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). Ст. 1; Российская газета. — 2001. — № 256.

1. Vityuk, V. V. Duty-free trade as a type of activity in the fi eld of customs aff airs: concept, general characteristics. Customs regulation. Customs control. 2025, No. 3, рр. 42–62.

2. Vityuk, V. V. Owner of a duty-free shop: concept, modern conditions for acquiring the status. Customs regulation. Customs control. 2025, No. 5, рр. 16–34.

3. Customs Code of the EAEU.Offi cial website of the EAEU. Available at: http:// www.eaeunion.org/, (accessed: 20.03.2025).

4. Federal Law of 03.08.2018 No. 289-FZ "On customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation". Collected Legislation of the Russian Federation. 2018, No. 32 (Part I). Art. 5082; Offi cial Internet Portal of Legal Information. Available at: http://www. pravo.gov.ru (accessed: 20.03.2025).

5. Law of the Republic of Armenia dated 07.10.2022 No. 3P-353-N "On Customs Regulation". National Assembly of the Republic of Armenia. Available at: http:// www.parliament.am/.

6. Law of the President of the Republic of Belarus dated 10.01.2014 No. 129-Z "On Customs Regulation in the Republic of Belarus". National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus. Available at: https://pravo.by/.

7. Code of the Republic of Kazakhstan dated 26.12.2017 No. 123-VI "On customs regulation in the Republic of Kazakhstan". Unifi ed platform of Internet resources of state bodies (UPIR GO). Available at: https://www.gov.kz/.

8. Law of the Kyrgyz Republic dated 24.04.2019 No. 52 "On customs regulation". Centralized database of legal information of the Kyrgyz Republic. Available at: https://cbd.minjust.gov.kg/.

9. Code of the Russian Federation on Administrative Off enses.Collection of Legislation of the Russian Federation. 2002, No. 1 (Part I). Art. 1; Rossiyskaya Gazeta. 2001, December 31, No. 256.

Внешнеэкономические отношения и таможенное законодательство в середине XX века обогатились новой практикой таможенного дела, правила которой позднее составили нормы нового института, названного беспошлинной торговлей. На фоне геоисторических событий, обозначившихся распадом СССР, пройдя с указанного периода ряд модификаций, таможенное законодательство Российской Федерации на основе таможенного права ЕАЭС завершило в 2018 г. системное формирование как в целом таможенного права Российской Федерации, так и института беспошлинной торговли1 . Как известно, основным субъектом беспошлинноторговых отношений является владелец магазина беспошлинной торговли (МБТ). Являясь видом деятельности в сфере таможенного дела, беспошлинная торговля, как и другие виды деятельности в названной сфере, — это предпринимательство, другими словами, бизнес, связанный с оказанием определенному кругу лиц услуг по реализации им в МБТ в розницу товаров без уплаты таможенных пошлин, снижая тем самым им цену и делая экономическими выгодными для приобретения. Экстерриториальное расположение МБТ по отношению к таможенной территории государства и аналогичный характер совершаемых в магазинах сделок без их пошлинного обложения, определяют функциональную принадлежность государственного контроля за деятельностью МБТ и его владельцами как таможенного, находящегося в ведении таможенных органов. Условно институт беспошлинной торговли дифференцируется на три раздела: первый, определяющий понятие беспошлинной торговли и ее общую характеристику как вид деятельности в сфере таможенного дела; второй, которым установлены порядок и условия для включения лиц-претендентов в реестр владельцев МБТ, права и обязанности, которыми наделяется владелец МБТ на период функционирования в указанном качестве; третий, который определяет причины и условия для исключения владельца МБТ из реестра и прекращение им названного вида деятельности. Правоотношения, урегулированные нормами условно первого раздела, проанализированы в другой работе [1], в которой дана оценка объективности определения понятия «деятельность в сфере таможенного дела», приведены историко-правовые аспекты его формирования, предложено определение понятия «беспошлинная торговля»2 как вида деятельности в сфере таможенного дела. Правоположения второго раздела, регламентирующие условия и процедуру включения в реестр, статус владельца МБТ, а также их совершенство и унификацию с нормами — аналогами законов государств — членов ЕАЭС, изложены в отдельной работе, посвященной указанным вопросам [2]. В данной работе предполагается исследовать последний раздел института беспошлинной торговли, который регулирует прекращение владельцем МБТ деятельности в указанном качестве, юридическое совершенство его норм, а также степень унификации с аналогичными нормами национальных законов государств — членов ЕАЭС.

Для Цитирования:
Витюк В. В., Владелец магазина беспошлинной торговли: исключение из реестра и утрата статуса. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: