Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 — это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Но в последнее время наблюдается снижение уровня читательской грамотности, снижается интерес к чтению, умения и навыки работы как с научным, так и художественным текстом. Вместе с тем в современном мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации. И как следствие, возникают трудности при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ по разным предметам. А чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Чтение является фундаментом всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Целью настоящей статьи является рассмотрение основных форм и стратегий формирования читательской грамотности на уроках русского языка и русской литературы. Они рассмотрены в статье детально. Авторами подчеркивается, что в формировании читательской грамотности большую роль играют творческие работы учащихся: написание сочинений и изложений, где текст изложения во время работы подвергается детализации, составляется план, создаётся пересказа, а элемент сочинения заставляет глубоко осмыслить текст, проанализировать его, интерпретировать. По результатам проведенного исследования с элементами включения в него опыта практической деятельности сделаны необходимые выводы.