По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323+373 DOI:10.33920/pol-01-2501-02

Технология интегрированного обучения как средство формирования общекультурной компетенции обучающихся

Металиченко Римма Камильевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Курска, учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории (metalichenko.rimma@rambler.ru;+79207022578)

Методологической основой современного преподавания является интеграция, которая дает возможность показать обучающимся «мир в целом», преодолев разграниченность научного знания по дисциплинам. Целью настоящей статьи является определение сущности понятия бинарного урока, рассмотрение его форм, определение целей и задач бинарных уроков, выяснения причин возникновения потребности в проведении таких уроков, а также каковы особенности в их подготовке, организации и проведении. Автором показаны особенности организации, разработки и подготовки современного интегрированного урока. Показано, что интегрированные уроки могут проводиться на нескольких уровнях: бинарном (одновременное обучение), понятийно-информационном (согласование преподавателями разных дисциплин информации и проведение уроков по отдельности) и дистантном (сетевом). Подчеркивается, что интегрированный урок является не простым сложением, а взаимопроникновением двух или более дисциплин, со спецификой учебного материала, на нем изучаемого. Чаще всего предметом анализа в рамках интегрированных уроков выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Педагогу необходимо уметь находить точки соприкосновения между предметами проводить тщательный отбор содержания материала урока. В статье также представлен практический опыт проведения интегрированных уроков русской литературы и музыки. В результате проведения исследования сделаны определенные выводы о том, что интегрированный урок в современной российской школе — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Литература:

1. Актуальные проблемы формирования общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся в процессе преподавания русского языка: Сборник научных трудов. Электронное издание. Том Выпуск

2. — Волгоград: Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. — ISBN 978-5-7899-1221-8. — EDN XJAGDH.

2. Белова, Н.А. Дидактические возможности межпредметных задачных ситуаций в процессе достижения предметных результатов обучения на интегрированных уроках русского языка / Н.А. Белова, Е.А. Кашкарева // Наука и школа. — 2020. — № 5. — С. 157–164. — DOI 10.31862/1819-463X-2020-5-157-164. — EDN YNBMFL.

3. Белозерских, А. В. Интеграция предметов русский язык и биология как средство формирования общекультурной компетенции обучающихся / А. В. Белозерских, О.А. Крухмалева // Педагогика и наука: актуальные вопросы теории и практики: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Москва, 30 апреля 2024 года. — Москва: Индивидуальный предприниматель Туголуков Александр Валерьевич, 2024. — С. 66–70. — EDN PRRBDY.

4. Беднарская, Л.Д. Интеграционный фактор системности в современном образовании / Л.Д. Беднарская // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: сборник статей по материалам XII Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 27–28 апреля 2023 года / Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. — Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2023. — С. 5–10. — EDN AHQMYC.

5. Биккинина, Л.И. Междисциплинарная интеграция в образовательном пространстве как одно из условий развития интеллектуальных и творческих способностей студентов / Л.И. Биккинина, А.Д. Шарипова, Н. В. Святова // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 4. — С. 52. — DOI 10.17513/spno.30024. — EDN ASRKFI.

6. Бочкова, Н. В. Интеграция в обучении русскому языку в средней школе / Н. В. Бочкова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2008. — № 3. — С. 171–176. — EDN LDGFGN.

7. Евлашина, О. В. Использование интегративной технологии на уроках русского языка и литературы / О. В. Евлашина // Теоретические и методические проблемы создания современной образовательной среды: Сборник материалов международной научно-практической конференции «Феномен наследия А.С. Макаренко», посвященной 130-й годовщине со дня рождения А. С. Макаренко, Москва, 22–23 ноября 2018 года. — Москва: Ваш формат, 2019. — С. 483–488. — EDN ICFVQL.

8. Зайдман, И.Н. Полимодальное интегративное учебное занятие по русскому языку / И.Н. Зайдман // Вестник педагогических инноваций. — 2020. — № 3 (59). — С. 51–59. — EDN UZQJVP.

9. Григорченко, И.А. Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся на бинарных уроках (русский язык / английский язык) / И.А. Григорченко, А.И. Полканова // Современное русское языкознание и лингводидактика: сборник научных трудов, посвящённый 95-летию со дня рождения академика РАО Н. М. Шанского, Москва, 22 ноября 2017 года. — Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2018. — С. 514–520. — EDN XRIPRZ.

10. Коряшкина, В. В. Интегративный подход: его реализация на уроках русского языка (из опыта работы) / В. В. Коряшкина // Слово. Словесность. Словесник: Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции преподавателей и студентов, Рязань, 15 апреля 2021 года. Том Выпуск VII. — Рязань: Индивидуальный предприниматель Коняхин Александр Викторович, 2021. — С. 252–255. — EDN FWODXR.

11. Мачильская, Д.О. Интегративный подход к преподаванию русского языка в старших классах / Д.О. Мачильская // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: сборник статей по материалам X Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 25–26 марта 2021 года. — Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2021. — С. 137–140. — EDN YJLMHB.

12. Меркулова, М. В. Интегрированное бинарное занятие как эффективное средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций у обучающихся / М. В. Меркулова // Правоохранительные органы: теория и практика. — 2020. — № 1 (38). — С. 215–217. — EDN AKZSVP.

13. Мизюрова, Э. Ю. Формирование общекультурных компетенций обучающихся в рамках проектной технологии / Э. Ю. Мизюрова // Развитие современного образования в контексте педагогической компетенциологии: материалы III Всероссийской научной конференции с международным участием, Чебоксары, 27 февраля 2023 года / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. — С. 86–89. — EDN QWGRQX.

14. Любичева, Е. Уроки русского языка и литературы: интегративные связи. Диалог с поэтическим текстом на уроках словесности (на материале творчества А.А. Блока) / Е. Любичева // Русская словесность. — 2018. — № 4. — С. 82–89. — EDN YUVOBF.

15. Наумова, О.С. Интегративный подход к развитию аксиологических представлений о мире у школьников на уроках литературы / О.С. Наумова, Е. В. Дробная // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2022. — № 3 (50). — С. 31–41. — DOI 10.18323/2221-5662-2022-3-31-41. — EDN YUWXIQ.

16. Пинаева, Т. В. О некоторых способах лингвокультурологического анализа на уроках русского языка / Т. В. Пинаева // Исследовательская деятельность в образовательном пространстве региона: материалы II Региональной научно-практической конференции: в 2 частях, Славянск-на-Кубани, 11 апреля 2014 года / Редколлегия: Ответственные редакторы: А.И. Яценко, С.А. Алексанова, отв. за выпуск: Н.Н. Фролова, редакторы: А.А. Гожко, О. Е. Лихачева, Е. В. Манузин, Н.П. Пушечкин; Филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-наКубани. Том Часть I. — Славянск-на-Кубани: Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, 2014. — С. 72–75. — EDN UXGKKZ.

17. Пряхина, А. В. Формирование общекультурных компетенций у обучающихся в образовательном процессе / А. В. Пряхина, И.Ю. Савельева, Е.И. Камалитдинова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2022. — Т. 11, № 2. — С. 66–71. — DOI 10.12737/2587-9103-2022-11-2-66-71. — EDN OERZQV.

18. Рахимова, Л. К. Интегративный подход к обучению и воспитанию на уроках русского языка / Л. К. Рахимова // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: Электронный сборник статей по материалам XXII студенческой международной научно-практической конференции, Новосибирск, 01–11 июня 2017 года. Том 11 (22). — Новосибирск: АССОЦИАЦИЯ НАУЧНЫХ СОТРУДНИКОВ «СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ КНИГА», 2017. — С. 354–360. — EDN ZDTIRR.

19. Сойту, А. К. Внеучебная деятельность как средство развития общекультурных компетенций обучающихся / А. К. Сойту // Психология и педагогика социального воспитания: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина, Кострома, 03–05 марта 2020 года / Под редакцией А. Г. Кирпичника, А. Г. Самохваловой. — Кострома: Костромской государственный университет, 2020. — С. 414–417. — EDN UXROJV.

20. Чертыкова, Л. М. Интегративный подход в обучении русскому языку как один из способов реализации обновлённых федеральных государственных стандартов основного общего образования / Л. М. Чертыкова // Научнометодический журнал Поиск. — 2022. — № 3 (80). — С. 34–36. — EDN JVCKDR.

21. Чумичева, Е.Д. Использование интегративного подхода на уроках русского языка в 6 классе / Е.Д. Чумичева // В поисках смыслов…: Сборник научных статей ежегодной осенней студенческой научной конференции, Москва, 10 ноября 2022 года / Сост. и отв. редактор М. В. Захарова. — Москва: Московский городской педагогический университет, 2023. — С. 298–303. — EDN UUWRGU.

1. Aktual'nye problemy formirovanija obshhekul'turnyh i professional'nyh kompetencij obuchajushhihsja v processe prepodavanija russkogo jazyka: Sbornik nauchnyh trudov. Jelektronnoe izdanie. Tom Vypusk 2. — Volgograd: Volgogradskaja akademija Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2020. — ISBN 978-5-7899-1221-8. — EDN XJAGDH.

2. Belova, N. A. Didakticheskie vozmozhnosti mezhpredmetnyh zadachnyh situacij v processe dostizhenija predmetnyh rezul'tatov obuchenija na integrirovannyh urokah russkogo jazyka / N. A. Belova, E. A. Kashkareva // Nauka i shkola. — 2020. — № 5. — S. 157–164. — DOI 10.31862/1819-463X-2020-5-157-164. — EDN YNBMFL.

3. Belozerskih, A.V. Integracija predmetov russkij jazyk i biologija kak sredstvo formirovanija obshhekul'turnoj kompetencii obuchajushhihsja / A.V. Belozerskih, O. A. Kruhmaleva // Pedagogika i nauka: aktual'nye voprosy teorii i praktiki: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 30 aprelja 2024 goda. — Moskva: Individual'nyj predprinimatel' Tugolukov Aleksandr Valer'evich, 2024. — S. 66–70. — EDN PRRBDY.

4. Bednarskaja, L.D. Integracionnyj faktor sistemnosti v sovremennom obrazovanii / L.D. Bednarskaja // Integracionnye tehnologii v prepodavanii filologicheskih disciplin: sbornik statej po materialam XII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Nizhnij Novgorod, 27–28 aprelja 2023 goda / Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni Koz'my Minina. — Nizhnij Novgorod: federal'noe gosudarstvennoe bjudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovanija «Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni Koz'my Minina», 2023. — S. 5–10. — EDN AHQMYC.

5. Bikkinina, L. I. Mezhdisciplinarnaja integracija v obrazovatel'nom prostranstve kak odno iz uslovij razvitija intellektual'nyh i tvorcheskih sposobnostej studentov / L. I. Bikkinina, A.D. Sharipova, N.V. Svjatova // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. — 2020. — № 4. — S. 52. — DOI 10.17513/spno.30024. — EDN ASRKFI.

6. Bochkova, N.V. Integracija v obuchenii russkomu jazyku v srednej shkole / N.V. Bochkova // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i social'nye nauki. — 2008. — № 3. — S. 171–176. — EDN LDGFGN.

7. Evlashina, O.V. Ispol'zovanie integrativnoj tehnologii na urokah russkogo jazyka i literatury / O.V. Evlashina // Teoreticheskie i metodicheskie problemy sozdanija sovremennoj obrazovatel'noj sredy: Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Fenomen nasledija A. S. Makarenko», posvjashhennoj 130-j godovshhine so dnja rozhdenija A. S. Makarenko, Moskva, 22–23 nojabrja 2018 goda. — Moskva: Vash format, 2019. — S. 483–488. — EDN ICFVQL.

8. Zajdman, I. N. Polimodal'noe integrativnoe uchebnoe zanjatie po russkomu jazyku / I. N. Zajdman // Vestnik pedagogicheskih innovacij. — 2020. — № 3 (59). — S. 51–59. — EDN UZQJVP.

9. Grigorchenko, I. A. Formirovanie lingvokul'turologicheskoj kompetencii uchashhihsja na binarnyh urokah (russkij jazyk / anglijskij jazyk) / I. A. Grigorchenko, A. I. Polkanova // Sovremennoe russkoe jazykoznanie i lingvodidaktika: sbornik nauchnyh trudov, posvjashhjonnyj 95-letiju so dnja rozhdenija akademika RAO N. M. Shanskogo, Moskva, 22 nojabrja 2017 goda. — Moskva: Moskovskij finansovo-juridicheskij universitet MFJuA, 2018. — S. 514–520. — EDN XRIPRZ.

10. Korjashkina, V.V. Integrativnyj podhod: ego realizacija na urokah russkogo jazyka (iz opyta raboty) / V.V. Korjashkina // Slovo. Slovesnost'. Slovesnik: Materialy vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i studentov, Rjazan', 15 aprelja 2021 goda. Tom Vypusk VII. — Rjazan': Individual'nyj predprinimatel' Konjahin Aleksandr Viktorovich, 2021. — S. 252–255. — EDN FWODXR.

11. Machil'skaja, D.O. Integrativnyj podhod k prepodavaniju russkogo jazyka v starshih klassah / D.O. Machil'skaja // Integracionnye tehnologii v prepodavanii filologicheskih disciplin: sbornik statej po materialam X Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Nizhnij Novgorod, 25–26 marta 2021 goda. — Nizhnij Novgorod: federal'noe gosudarstvennoe bjudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovanija «Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni Koz'my Minina», 2021. — S. 137–140. — EDN YJLMHB.

12. Merkulova, M.V. Integrirovannoe binarnoe zanjatie kak jeffektivnoe sredstvo formirovanija obshhekul'turnyh i professional'nyh kompetencij u obuchajushhihsja / M.V. Merkulova // Pravoohranitel'nye organy: teorija i praktika. — 2020. — № 1 (38). — S. 215–217. — EDN AKZSVP.

13. Mizjurova, Je.Ju. Formirovanie obshhekul'turnyh kompetencij obuchajushhihsja v ramkah proektnoj tehnologii / Je.Ju. Mizjurova // Razvitie sovremennogo obrazovanija v kontekste pedagogicheskoj kompetenciologii: materialy III Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Cheboksary, 27 fevralja 2023 goda / FGBOU VO «Chuvashskij gosudarstvennyj universitet im. I. N. Ul'janova». — Cheboksary: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'ju «Izdatel'skij dom «Sreda», 2023. — S. 86–89. — EDN QWGRQX.

14. Ljubicheva, E. Uroki russkogo jazyka i literatury: integrativnye svjazi. Dialog s pojeticheskim tekstom na urokah slovesnosti (na materiale tvorchestva A.A. Bloka) / E. Ljubicheva // Russkaja slovesnost'. — 2018. — № 4. — S. 82–89. — EDN YUVOBF.

15. Naumova, O. S. Integrativnyj podhod k razvitiju aksiologicheskih predstavlenij o mire u shkol'nikov na urokah literatury / O. S. Naumova, E.V. Drobnaja // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija. — 2022. — № 3 (50). — S. 31–41. — DOI 10.18323/2221-5662-2022-3-31-41. — EDN YUWXIQ.

16. Pinaeva, T.V. O nekotoryh sposobah lingvokul'turologicheskogo analiza na urokah russkogo jazyka / T.V. Pinaeva // Issledovatel'skaja dejatel'nost' v obrazovatel'nom prostranstve regiona: materialy II Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 chastjah, Slavjansk-na-Kubani, 11 aprelja 2014 goda / Redkollegija: Otvetstvennye redaktory: A. I. Jacenko, S.A. Aleksanova, otv. za vypusk: N.N. Frolova, redaktory: A.A. Gozhko, O. E. Lihacheva, E.V. Manuzin, N. P. Pushechkin; Filial FGBOU VPO «Kubanskij gosudarstvennyj universitet» v g. Slavjanske-na-Kubani. Tom Chast' I. — Slavjansk-na-Kubani: Filial federal'nogo gosudarstvennogo bjudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija vysshego professional'nogo obrazovanija «Kubanskij gosudarstvennyj universitet» v g. Slavjanske-na-Kubani, 2014. — S. 72–75. — EDN UXGKKZ.

17. Prjahina, A.V. Formirovanie obshhekul'turnyh kompetencij u obuchajushhihsja v obrazovatel'nom processe / A.V. Prjahina, I.Ju. Savel'eva, E. I. Kamalitdinova // Nauchnye issledovanija i razrabotki. Sovremennaja kommunikativistika. — 2022. — T. 11, № 2. — S. 66–71. — DOI 10.12737/2587-9103-2022-11-2-66-71. — EDN OERZQV.

18. Rahimova, L. K. Integrativnyj podhod k obucheniju i vospitaniju na urokah russkogo jazyka / L. K. Rahimova // Nauchnoe soobshhestvo studentov. Mezhdisciplinarnye issledovanija: Jelektronnyj sbornik statej po materialam XXII studencheskoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Novosibirsk, 01–11 ijunja 2017 goda. Tom 11 (22). — Novosibirsk: ASSOCIACIJa NAUChNYH SOTRUDNIKOV «SIBIRSKAJa AKADEMIChESKAJa KNIGA», 2017. — S. 354–360. — EDN ZDTIRR.

19. Sojtu, A. K. Vneuchebnaja dejatel'nost' kak sredstvo razvitija obshhekul'turnyh kompetencij obuchajushhihsja / A. K. Sojtu // Psihologija i pedagogika social'nogo vospitanija: Materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvjashhennoj 85-letiju so dnja rozhdenija A.N. Lutoshkina, Kostroma, 03–05 marta 2020 goda / Pod redakciej A.G. Kirpichnika, A.G. Samohvalovoj. — Kostroma: Kostromskoj gosudarstvennyj universitet, 2020. — S. 414–417. — EDN UXROJV.

20. Chertykova, L. M. Integrativnyj podhod v obuchenii russkomu jazyku kak odin iz sposobov realizacii obnovljonnyh federal'nyh gosudarstvennyh standartov osnovnogo obshhego obrazovanija / L. M. Chertykova // Nauchno-metodicheskij zhurnal Poisk. — 2022. — № 3 (80). — S. 34–36. — EDN JVCKDR.

21. Chumicheva, E.D. Ispol'zovanie integrativnogo podhoda na urokah russkogo jazyka v 6 klasse / E.D. Chumicheva // V poiskah smyslov…: Sbornik nauchnyh statej ezhegodnoj osennej studencheskoj nauchnoj konferencii, Moskva, 10 nojabrja 2022 goda / Sost. i otv. redaktor M.V. Zaharova. — Moskva: Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet, 2023. — S. 298–303. — EDN UUWRGU.

Статья поступила 23.11.2024 г.

The article was received on 23.11.2024.

Методологической основой современного преподавания является интеграция (от лат. integratio — восстановление восполнение), которая дает возможность показать обучающимся «мир в целом», преодолев разграниченность научного знания по дисциплинам.

Интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Интегрированные уроки могут проводиться на нескольких уровнях: бинарном (одновременное обучение), понятийно-информационном (согласование преподавателями разных дисциплин информации и проведение уроков по отдельности) и дистантном (сетевом).

Целью настоящей статьи является определение сущности понятия бинарного урока, рассмотрение его форм, определение целей и задач бинарных уроков, выяснения причин возникновения потребности в проведении таких уроков, а также каковы особенности в их подготовке, организации и проведении. В статье представлен практический опыт проведения бинарных уроков.

Прежде всего, это урок, то есть основная организационная форма образовательной деятельности. Урок может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме обучающийся, как правило, является пассивным объектом обучения.

Бинарный урок является нетрадиционным и предполагает использование сплава из различных педагогических технологий Нетрадиционные уроки — это уроки, которые аккумулируют методы и приёмы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности учителя и учащегося, на общем поиске, на эксперименте по отработке новых приёмов с целью повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Слово «бинарный» происходит от латинского слова «bis», означающего «двойной». На первый взгляд, бинарный урок — это сдвоенный урок, но двойственность может трактоваться неоднозначно. Бинарный урок, как правило, предполагает проведение «спаренного» урока по смежным темам из двух дисциплин при участии двух учителей или одного учителя, который преподаёт несколько дисциплин. Различным вопросам и проблемам реализации интеграционного подхода к современной урочной деятельности сегодня посвящают свои научные работы целый ряд российских исследователей. Так, в частности, Л.Д. Беднарская, Л.И. Бикинина, А.Д. Шарипова, Н.В. Святова исследуют интеграционный фактор системности в современном образовании и междисциплинарную интеграцию в образовательном пространстве как условие развития интеллектуальных и творческих способностей обучаемых [4, с. 5–10]. Н.А. Белова, Е.А. Кашкарева, Н.В. Бочкова, О.В. Евлашина, В.В. Коряшина обнаруживают дидактические возможности межпредметных задачных ситуаций на интегрированных уроках русского языка [1, с. 157–164; 6, с. 171–176; 7, с. 483–488; 10, с. 252–255]. Актуальными аспектами и проблемами исследований становится также формирование общекультурных компетенций у обучающихся [14, с. 82–89; 17, с. 66–71; 18, с. 354–360; 20, с. 34–36; 21, с. 298–303]. Очевидно, в этой связи, что тема является актуальной, проблемной и востребованной в практической педагогической деятельности.

Для Цитирования:
Металиченко Римма Камильевна, Технология интегрированного обучения как средство формирования общекультурной компетенции обучающихся. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: