Статья поступила 23.11.2024 г.
The article was received on 23.11.2024.
Методологической основой современного преподавания является интеграция (от лат. integratio — восстановление восполнение), которая дает возможность показать обучающимся «мир в целом», преодолев разграниченность научного знания по дисциплинам.
Интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Интегрированные уроки могут проводиться на нескольких уровнях: бинарном (одновременное обучение), понятийно-информационном (согласование преподавателями разных дисциплин информации и проведение уроков по отдельности) и дистантном (сетевом).
Целью настоящей статьи является определение сущности понятия бинарного урока, рассмотрение его форм, определение целей и задач бинарных уроков, выяснения причин возникновения потребности в проведении таких уроков, а также каковы особенности в их подготовке, организации и проведении. В статье представлен практический опыт проведения бинарных уроков.
Прежде всего, это урок, то есть основная организационная форма образовательной деятельности. Урок может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме обучающийся, как правило, является пассивным объектом обучения.
Бинарный урок является нетрадиционным и предполагает использование сплава из различных педагогических технологий Нетрадиционные уроки — это уроки, которые аккумулируют методы и приёмы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности учителя и учащегося, на общем поиске, на эксперименте по отработке новых приёмов с целью повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Слово «бинарный» происходит от латинского слова «bis», означающего «двойной». На первый взгляд, бинарный урок — это сдвоенный урок, но двойственность может трактоваться неоднозначно. Бинарный урок, как правило, предполагает проведение «спаренного» урока по смежным темам из двух дисциплин при участии двух учителей или одного учителя, который преподаёт несколько дисциплин. Различным вопросам и проблемам реализации интеграционного подхода к современной урочной деятельности сегодня посвящают свои научные работы целый ряд российских исследователей. Так, в частности, Л.Д. Беднарская, Л.И. Бикинина, А.Д. Шарипова, Н.В. Святова исследуют интеграционный фактор системности в современном образовании и междисциплинарную интеграцию в образовательном пространстве как условие развития интеллектуальных и творческих способностей обучаемых [4, с. 5–10]. Н.А. Белова, Е.А. Кашкарева, Н.В. Бочкова, О.В. Евлашина, В.В. Коряшина обнаруживают дидактические возможности межпредметных задачных ситуаций на интегрированных уроках русского языка [1, с. 157–164; 6, с. 171–176; 7, с. 483–488; 10, с. 252–255]. Актуальными аспектами и проблемами исследований становится также формирование общекультурных компетенций у обучающихся [14, с. 82–89; 17, с. 66–71; 18, с. 354–360; 20, с. 34–36; 21, с. 298–303]. Очевидно, в этой связи, что тема является актуальной, проблемной и востребованной в практической педагогической деятельности.