Статья поступила 29.11.2024 г.
The article was received on 29.11.2024.
Базовыми гуманитарными предметами для формирования читательской грамотности являются уроки литературы и русского языка, на которых можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития школьника [17]. Однако, рассуждая о методических приёмах и стратегиях обучения грамотности, мы забываем о собственно психических и психологических особенностях развития подростков [1].
В процессе обучения совершенствуется мышление подростка развивается способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенность мыслительной деятельности подростка — способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего [2; 3, с. 66–71].
Наиболее важен в этом отношении период 11–12 лет — время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому. При этом переход на новый уровень осуществляется через ряд последовательных изменений: для детей 11 лет, часто на протяжении всего 6 класса, доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка и лишь примерно с 12 лет, с 7 класса, школьники начинают осваивать мир теоретического мышления. Организация учебной деятельности должна обеспечить ее направленность на формирование теоретического дискурсивного (рассуждающего) мышления, мышления, основанного на оперировании не конкретными образами и представлениями, а понятиями, на умении сопоставлять эти понятия, переходить в ходе рассуждения от одного суждения к другому [6, с. 205; 15, с. 40].
В формировании теоретического мышления ключевую роль играет читательская грамотность [4, 5, 14, 16]. С учётом возрастных особенностей подросткового мышления следует подбирать методы по формированию и повышению уровня читательской грамотности. Организовывать педагогические ситуации, стимулирующие читательскую активность детей. Создавать творческую атмосферу, чтобы ребёнок был не пассивным слушателем, а активным участником [7, с. 94; 8, с. 98].