По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323+373 DOI:10.33920/pol-01-2501-03

Стратегии формирования читательской грамотности на уроках русского языка и русской литературы

Черных Татьяна Игоревна учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Курска, преподаватель высшей категории (f4787@yandex.ru;+79606803809)

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 — это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Но в последнее время наблюдается снижение уровня читательской грамотности, снижается интерес к чтению, умения и навыки работы как с научным, так и художественным текстом. Вместе с тем в современном мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации. И как следствие, возникают трудности при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ по разным предметам. А чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Чтение является фундаментом всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Целью настоящей статьи является рассмотрение основных форм и стратегий формирования читательской грамотности на уроках русского языка и русской литературы. Они рассмотрены в статье детально. Авторами подчеркивается, что в формировании читательской грамотности большую роль играют творческие работы учащихся: написание сочинений и изложений, где текст изложения во время работы подвергается детализации, составляется план, создаётся пересказа, а элемент сочинения заставляет глубоко осмыслить текст, проанализировать его, интерпретировать. По результатам проведенного исследования с элементами включения в него опыта практической деятельности сделаны необходимые выводы.

Литература:

1. Александрова, С. Э. Читательская грамотность как интегративный компонент функциональной грамотности / С. Э. Александрова, Л.А. Михеева // Шамовские чтения: Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Москва, 25 января 2024 года. — Москва: Научная школа управления образовательными системами, 2024. — С. 252–257. — EDN RNTMHU.

2. Балашова, Е.С. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности / Е.С. Балашова, И.А. Ерофеева // Достижения науки и образования. — 2022. — № 3 (83). — С. 29–31. — EDN XZJDRY.

3. Генералова, А.А. Функциональная читательская грамотность: поиски и решения / А.А. Генералова, Е.П. Стриковская // Проблемы и перспективы развития начального образования: Сборник статей по материалам 2-ой Всероссийской научно-практической конференции Нижний Новгород, 19 апреля 2022 года. — Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2022. — С. 66–71. — EDN OZTBEH.

4. Горобец, Л.Н. Читательская грамотность как системообразующий компонент учебной деятельности в вузе / Л.Н. Горобец, Э.А. Каминская, А.Ф. Горобец // Мир науки, культуры, образования. — 2023. — № 3 (100). — С. 91–93. — DOI 10.24412/1991-5497-2023-3100-91-93. — EDN UTFQVH.

5. Громова, В.И. Читательская грамотность учителя и школьника: проблемы и перспективы / В.И. Громова // Наукосфера. — 2022. — № 9–1. — С. 59–62. — EDN KPQWBC.

6. Ерхова, С. С. Как формируется Читательская грамотность в школе: изучение опыта учителей-предметников / С. С. Ерхова // Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы VII и VIII Международных научно-методических конференций, Москва, 01 марта 2021 года — 02 2022 года. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2023. — С. 204–207. — EDN PBJOGU.

7. Кислюнина, Н.А. Читательская грамотность как системообразующий компонент функциональной грамотности / Н.А. Кислюнина // Проблемы и перспективы развития начального образования: Сборник статей по материалам 4-й Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 18 апреля 2024 года. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2024. — С. 93–96. — EDN VTHENL.

8. Лямина, Е.А. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности / Е.А. Лямина, О. В. Шабалина // Современные тенденции начального общего образования: Сборник статей по материалам ХV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. В 2-х частях, Пермь, 29 февраля 2024 года. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2024. — С. 97–101. — EDN ZLMOAQ.

9. Пичугин, С.С. Читательская грамотность как modus vivendi современного педагога: вектор движения от нормативного к выдающемуся / С.С. Пичугин, Л.А. Громова // Школьные технологии. — 2023. — № 1. — С. 105–114. — EDN EOYNFE.

10. Потанина, А. В. Реализация метапредметного подхода в процессе развития читательской грамотности на уровне основного общего образования / А. В. Потанина, К.А. Окишева // Казанская наука. — 2024. — № 4. — С. 89–91. — EDN GUINEU.

11. Пургина, Н. Ю. Роль чтения в формировании читательской грамотности / Н. Ю. Пургина, С.А. Котвицкая // Вестник науки. — 2024. — Т. 5, № 6 (75). — С. 493–499. — EDN ATZLKE.

12. Реснянская, О.С. Читательская грамотность как основной элемент функциональной грамотности: понятие, значение и причины снижения ее эффективности / О.С. Реснянская, М.А. Соловьева // Наука и образование: Сборник трудов участников XVI Международной научной конференции, Белово, 29–30 ноября 2023 года. — Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2024. — С. 169–174. — EDN TIDGJV.

13. Сергеева, Ю. В. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности / Ю. В. Сергеева // Исследовательская работа и креативный потенциал учительско-ученических сообществ: Материалы X Международной научно-методической конференции, Волгоград — Котово, 21–22 марта 2023 года. — Москва: ООО «Планета», 2024. — С. 405–408. — EDN QVZLTV.

14. Скоморощенко, И.Н. Читательская грамотность как целевой ориентир современного образования / И.Н. Скоморощенко // Психологический Vademecum: Профессиональный рост личности в поликультурной среде: региональный: Сборник научных статей. — Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2023. — С. 293–299. — EDN VYQTMK.

15. Скоморощенко, И.Н. Читательская грамотность как основа развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося / И.Н. Скоморощенко // Современное образование Витебщины. — 2023. — № 3 (41). — С. 39–44. — EDN JLMJTW.

16. Толстенко, С.А. Читательская грамотность в Российской школе: кто виноват и что делать? / С.А. Толстенко // Обучение языкам в полиэтнической среде региона: Сборник научных статей по итогам Всероссийского с международным участием научно-практического семинара, под редакцией А. В. Кореневой, Мурманск, 05 апреля 2024 года. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2024. — С. 337–353. — EDN QCTRHC.

17. Цепельникова, К. Г. Управление формированием читательской грамотностью обучающихся на уроках русского языка и литературы / К. Г. Цепельникова // Студенческий вестник. — 2024. — № 22–1 (308). — С. 63–64. — EDN QBRPYS.

18. Черкасова, А.А. Способы формирования читательской грамотности обучающихся (теоретический аспект) / А.А. Черкасова // Актуальные проблемы современной филологии: материалы XXIII Международной научнопрактической конференции студентов, аспирантов и школьников, Красноярск, 25 апреля 2022 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. — Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. — С. 133–135. — EDN NRIMNH.

19. Щербакова, О.А. Читательская грамотность: проблемы и теоретические основы формирования / О.А. Щербакова // Сахалинское образование XXI век. — 2022. — № 2. — С. 26–31. — EDN OGMLWN.

20. Юдина, Н.А. Читательская грамотность как основа успешности учащихся / Н.А. Юдина // Народное образование Якутии. — 2022. — № 1 (122). — С. 109–111. — EDN YOJZBN.

21. Savenko, V. Developing reading literacy in elementary school through semantic reading strategies / V. Savenko, I. Mazalova // Образование XXI века: подходы, технологии, методики: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Курган, 27 мая 2022 года / Отв. редактор Г. М. Федосимов. Vol. 2. — Курган: Курганский государственный университет, 2022. — P. 231–235. — EDN JSLMJW.

1. Aleksandrova, S.Je. Chitatel'skaja gramotnost' kak integrativnyj komponent funkcional'noj gramotnosti / S.Je. Aleksandrova, L.A. Miheeva // Shamovskie chtenija: Sbornik statej XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-h tomah, Moskva, 25 janvarja 2024 goda. — Moskva: Nauchnaja shkola upravlenija obrazovatel'nymi sistemami, 2024. — S. 252–257. — EDN RNTMHU.

2. Balashova, E. S. Chitatel'skaja gramotnost' kak komponent funkcional'noj gramotnosti / E. S. Balashova, I.A. Erofeeva // Dostizhenija nauki i obrazovanija. — 2022. — № 3 (83). — S. 29–31. — EDN XZJDRY.

3. Generalova, A.A. Funkcional'naja chitatel'skaja gramotnost': poiski i reshenija / A.A. Generalova, E. P. Strikovskaja // Problemy i perspektivy razvitija nachal'nogo obrazovanija: Sbornik statej po materialam 2-oj Vserossijskoj nauchnoprakticheskoj konferencii Nizhnij Novgorod, 19 aprelja 2022 goda. — Nizhnij Novgorod: federal'noe gosudarstvennoe bjudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovanija «Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni Koz'my Minina», 2022. — S. 66–71. — EDN OZTBEH.

4. Gorobec, L.N. Chitatel'skaja gramotnost' kak sistemoobrazujushhij komponent uchebnoj dejatel'nosti v vuze / L.N. Gorobec, Je.A. Kaminskaja, A. F. Gorobec // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. — 2023. — № 3 (100). — S. 91–93. — DOI 10.24412/1991-5497-2023-3100-91-93. — EDN UTFQVH.

5. Gromova, V. I. Chitatel'skaja gramotnost' uchitelja i shkol'nika: problemy i perspektivy / V. I. Gromova // Naukosfera. — 2022. — № 9–1. — S. 59–62. — EDN KPQWBC.

6. Erhova, S. S. Kak formiruetsja Chitatel'skaja gramotnost' v shkole: izuchenie opyta uchitelej-predmetnikov / S. S. Erhova // Fiziko-matematicheskoe i tehnologicheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitija: materialy VII i VIII Mezhdunarodnyh nauchno-metodicheskih konferencij, Moskva, 01 marta 2021 goda — 02 2022 goda. — Moskva: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2023. — S. 204–207. — EDN PBJOGU.

7. Kisljunina, N.A. Chitatel'skaja gramotnost' kak sistemoobrazujushhij komponent funkcional'noj gramotnosti / N.A. Kisljunina // Problemy i perspektivy razvitija nachal'nogo obrazovanija: Sbornik statej po materialam 4-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Nizhnij Novgorod, 18 aprelja 2024 goda. — Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K. Minina, 2024. — S. 93–96. — EDN VTHENL.

8. Ljamina, E.A. Chitatel'skaja gramotnost' kak komponent funkcional'noj gramotnosti / E.A. Ljamina, O.V. Shabalina // Sovremennye tendencii nachal'nogo obshhego obrazovanija: Sbornik statej po materialam HV Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-h chastjah, Perm', 29 fevralja 2024 goda. — Perm': Permskij gosudarstvennyj gumanitarno-pedagogicheskij universitet, 2024. — S. 97–101. — EDN ZLMOAQ.

9. Pichugin, S. S. Chitatel'skaja gramotnost' kak modus vivendi sovremennogo pedagoga: vektor dvizhenija ot normativnogo k vydajushhemusja / S. S. Pichugin, L.A. Gromova // Shkol'nye tehnologii. — 2023. — № 1. — S. 105–114. — EDN EOYNFE.

10. Potanina, A.V. Realizacija metapredmetnogo podhoda v processe razvitija chitatel'skoj gramotnosti na urovne osnovnogo obshhego obrazovanija / A.V. Potanina, K.A. Okisheva // Kazanskaja nauka. — 2024. — № 4. — S. 89–91. — EDN GUINEU.

11. Purgina, N.Ju. Rol' chtenija v formirovanii chitatel'skoj gramotnosti / N.Ju. Purgina, S.A. Kotvickaja // Vestnik nauki. — 2024. — T. 5, № 6 (75). — S. 493–499. — EDN ATZLKE.

12. Resnjanskaja, O. S. Chitatel'skaja gramotnost' kak osnovnoj jelement funkcional'noj gramotnosti: ponjatie, znachenie i prichiny snizhenija ee jeffektivnosti / O. S. Resnjanskaja, M.A. Solov'eva // Nauka i obrazovanie: Sbornik trudov uchastnikov XVI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Belovo, 29–30 nojabrja 2023 goda. — Krasnojarsk: OOO «Nauchnoinnovacionnyj centr», 2024. — S. 169–174. — EDN TIDGJV.

13. Sergeeva, Ju.V. Chitatel'skaja gramotnost' kak komponent funkcional'noj gramotnosti / Ju.V. Sergeeva // Issledovatel'skaja rabota i kreativnyj potencial uchitel'sko-uchenicheskih soobshhestv: Materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii, Volgograd — Kotovo, 21–22 marta 2023 goda. — Moskva: OOO «Planeta», 2024. — S. 405–408. — EDN QVZLTV.

14. Skomoroshhenko, I.N. Chitatel'skaja gramotnost' kak celevoj orientir sovremennogo obrazovanija / I.N. Skomoroshhenko // Psihologicheskij Vademecum: Professional'nyj rost lichnosti v polikul'turnoj srede: regional'nyj: Sbornik nauchnyh statej. — Vitebsk: Vitebskij gosudarstvennyj universitet im. P. M. Masherova, 2023. — S. 293–299. — EDN VYQTMK.

15. Skomoroshhenko, I.N. Chitatel'skaja gramotnost' kak osnova razvitija cennostno-smyslovyh lichnostnyh kachestv obuchajushhegosja / I.N. Skomoroshhenko // Sovremennoe obrazovanie Vitebshhiny. — 2023. — № 3 (41). — S. 39–44. — EDN JLMJTW.

16. Tolstenko, S.A. Chitatel'skaja gramotnost' v Rossijskoj shkole: kto vinovat i chto delat'? / S.A. Tolstenko // Obuchenie jazykam v polijetnicheskoj srede regiona: Sbornik nauchnyh statej po itogam Vserossijskogo s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskogo seminara, pod redakciej A.V. Korenevoj, Murmansk, 05 aprelja 2024 goda. — Moskva: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'ju «Rusajns», 2024. — S. 337–353. — EDN QCTRHC.

17. Cepel'nikova, K.G. Upravlenie formirovaniem chitatel'skoj gramotnost'ju obuchajushhihsja na urokah russkogo jazyka i literatury / K.G. Cepel'nikova // Studencheskij vestnik. — 2024. — № 22–1 (308). — S. 63–64. — EDN QBRPYS.

18. Cherkasova, A.A. Sposoby formirovanija chitatel'skoj gramotnosti obuchajushhihsja (teoreticheskij aspekt) / A.A. Cherkasova // Aktual'nye problemy sovremennoj filologii: materialy XXIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i shkol'nikov, Krasnojarsk, 25 aprelja 2022 goda / Krasnojarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V. P. Astaf'eva. — Krasnojarsk: Krasnojarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V. P. Astaf'eva, 2022. — S. 133–135. — EDN NRIMNH.

19. Shherbakova, O.A. Chitatel'skaja gramotnost': problemy i teoreticheskie osnovy formirovanija / O.A. Shherbakova // Sahalinskoe obrazovanie XXI vek. — 2022. — № 2. — S. 26–31. — EDN OGMLWN.

20. Judina, N.A. Chitatel'skaja gramotnost' kak osnova uspeshnosti uchashhihsja / N.A. Judina // Narodnoe obrazovanie Jakutii. — 2022. — № 1 (122). — S. 109–111. — EDN YOJZBN.

21. Savenko, V. Developing reading literacy in elementary school through semantic reading strategies / V. Savenko, I. Mazalova // Obrazovanie XXI veka: podhody, tehnologii, metodiki: Sbornik nauchnyh statej Mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii. V 2-h tomah, Kurgan, 27 maja 2022 goda / Otv. redaktor G. M. Fedosimov. Vol. 2. — Kurgan: Kurganskij gosudarstvennyj universitet, 2022. — P. 231–235. — EDN JSLMJW.

Статья поступила 29.11.2024 г.

The article was received on 29.11.2024.

Базовыми гуманитарными предметами для формирования читательской грамотности являются уроки литературы и русского языка, на которых можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития школьника [17]. Однако, рассуждая о методических приёмах и стратегиях обучения грамотности, мы забываем о собственно психических и психологических особенностях развития подростков [1].

В процессе обучения совершенствуется мышление подростка развивается способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенность мыслительной деятельности подростка — способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего [2; 3, с. 66–71].

Наиболее важен в этом отношении период 11–12 лет — время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому. При этом переход на новый уровень осуществляется через ряд последовательных изменений: для детей 11 лет, часто на протяжении всего 6 класса, доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка и лишь примерно с 12 лет, с 7 класса, школьники начинают осваивать мир теоретического мышления. Организация учебной деятельности должна обеспечить ее направленность на формирование теоретического дискурсивного (рассуждающего) мышления, мышления, основанного на оперировании не конкретными образами и представлениями, а понятиями, на умении сопоставлять эти понятия, переходить в ходе рассуждения от одного суждения к другому [6, с. 205; 15, с. 40].

В формировании теоретического мышления ключевую роль играет читательская грамотность [4, 5, 14, 16]. С учётом возрастных особенностей подросткового мышления следует подбирать методы по формированию и повышению уровня читательской грамотности. Организовывать педагогические ситуации, стимулирующие читательскую активность детей. Создавать творческую атмосферу, чтобы ребёнок был не пассивным слушателем, а активным участником [7, с. 94; 8, с. 98].

Для Цитирования:
Черных Татьяна Игоревна, Стратегии формирования читательской грамотности на уроках русского языка и русской литературы. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: