По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 32.019.51 DOI:10.33920/pol-01-2501-04

Пропаганда как социальная практика в Великобритании в период Крымской войны

Кошмаров Михаил Юрьевич кандидат технических наук, доцент, Российский общественно-политический центр — Росполитика, Москва, (mk69@ya.ru) ORCID: 0000-0001-6166-5186

В статье дан анализ эволюции информационных практик в британском обществе в период Крымской войны с точки зрения пропаганды. Объект исследования — британский социум. Предмет исследования — изменение информационных практик в связи с развитием научно-технического прогресса и военными действиями. Целью исследования является выявление аспектов воздействия военной пропаганды на социум в Великобритании того периода и далее превращение пропаганды в социальную практику. Обработка и анализ фактологического материала осуществляются дескриптивным, историческим, компаративным и аналитическим методами с использованием данных из открытых источников, а также тезисов и цитат из научной литературы. Выявлен сформировавшийся в ходе Крымской войны устойчивый стереотип в отношении России, ставший со временем частью британской героической мифологии, и кратно усилившийся за прошедшие 170 лет за счёт включения этого нарратива в программу образования. Сделаны выводы о необходимости особо учитывать британское шаблонное видение России и Крыма при анализе и прогнозировании. При анализе и прогнозировании учитывать сложившийся стереотип, распространённый в британском социуме: архетипический образ России как экзистенциального врага Британии, как для британских элит, так и для всего общества. Второе, что крайне важно учитывать: для британцев Крым — это земля, политая британской кровью, при том, что цели Крымской войны по «вырыванию Крыма у России» тогда достигнуты не были. Именно по этим причинам, британцы сторонники и лоббисты самых радикальных антироссийских и антирусских политик и практик последние 10 лет.

Литература:

1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: Скрипториум, 2020. 672 с.

2. Бернайс. Э. Инженерия согласия // Полис. 2013. № 4. С. 122–132.

3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: АСТ. 2017. 256 с.

4. Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом); под. ред. Д. С. Лихачева и др. Санкт-Петербург: Наука, 1997. Т. 9: Конец XV-первая половина XVI века. 2006. 566 с.

5. Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма. М.: СПб.: Университетская книга, 2016. 656 с.

6. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб.: Глагол. Издательство СПб Университета.1995. 552c.

7. Джентиле Э. Политические религии. СПб.: Владимир Даль. 2021. 398 с.

8. Дюркгейм. Э. Правила социологического метода. М.: Издательство АСТ, 2021. 384 с.

9. Киссинджер. Г. О Китае. М.: АСТ. 2014. 640 с.

10. Красавченко Т. Н. Сюжет о Крымской войне (1853–1856) в британской культуре // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение. 2021. № 2. С. 62–77.

11. Лассуэлл Г. Д. Техника пропаганды в мировой войне. М.: РАН. ИНИОН. 2021. 237с.

12. Липпман. У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда Общественное мнение. 2004. 205 c.Маковельский А.О. Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях. в свидетельствах древности и в свете новейших исследований. Т. 1. Казань 1914.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 10. М.: Государственное издательство политической литературы.1958. 666 с.

14. Миллс Ч. Властвующая элита. М.: Издательство иностранной

15. литературы.1959. 845с.

16. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-Книга. 2020. 1311 с.

17. Сартаков Е. В. Публицистика М. П. Погодина времен Крымской войны // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика: научный журнал № 5 / 2015. С. 37–50.

18. Сидорова О. Г. Изображение Крымской войны в английской литературе // Известия Уральского федерального университета (УрФУ). Серия 2: Гуманитарные науки, № 3 (130) /2014. С. 106–113.

19. Тарле Е. В. Сочинения в 12 томах. М.: Издательство АН СССР. 1959. Т.9. Крымская война. 635с.

20. Тойнби А. Постижение истории. М.: Академический проект. 2019. 802с.

21. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 7 т. / Под ред. проф. А. П. Лопухина. Изд. 4-е. Москва: Даръ, 2009. / Т. 5: Пророческие книги. 992 с.

22. Файджес О. Крым. Последний крестовый поход. М.: Rosebud Publishing. 2021. 704c

23. Фуко М. Рождение биополитики. Спб.: Наука. 2010. 448с.

24. Хайченко. Е. Г. Викторианство в зеркале мюзик-холла. М.: ГИТИС. 2009. 281 c.

25. Чимаров С. Ю. Маркс и Энгельс о России и русской армии в Крымской войне 1853–1856 гг. //Управленческое консультирование. № 2.2015. С. 151–157.

26. Юнг. К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Port-Royal. 1996. 384 с.

27. Юнг К. Г. Архетип и Символ. Сборник работ.М.: Канон-плюс.2023.336с.

28. Charles Hindley. The life and times of James Catnach (late of Seven Dials), ballad monger. London. Reeves and Turner. 1896. 432 с.

29. Churchill W. The Second World War. V6. Boston: Houghton Mifflin.1985. XXII, 716 c.

30. Figes O. Crimea: The Last Crusade. London: Penguin Books. 2011. xxiii, 575 p.

31. Greenwood J. Unsentimental journeys: or, Byways of the modern Babylon. London: Ward, Lock & Tyler.1867. 232 c.

32. Evans. G. On the Design of Russia. London. John Murray. 1828. 251с.

33. Kissinger, Н. The Meaning of History Reflections on Spengler, Toynbee, аnd Kant. Harvard University. 1951. 388с.

34. The later correspondence of Lord John Russel 1840–1878. Vol II. London. Longmans, Greens and Co.1925. 408 c.

1. Arendt H. Istoki totalitarizma. M.: Skriptorium, 2020. 672 s.

2. Bernajs. Je. Inzhenerija soglasija // Polis. 2013. № 4. S. 122–132.

3. Bzhezinskij Z. Velikaja shahmatnaja doska. M.: AST. 2017. 256 s.

4. Biblioteka literatury Drevnej Rusi / RAN. In-t rus. lit. (Pushkinskij dom); pod. red. D. S. Lihacheva i dr. Sankt-Peterburg: Nauka, 1997. T. 9: Konec XV-pervaja polovina XVI veka. 2006. 566 s.

5. Veber M. Izbrannoe. Protestantskaja jetika i duh kapitalizma. M.: SPb.: Universitetskaja kniga, 2016. 656 s.

6. Danilevskij N.Ja. Rossija i Evropa. SPb.: Glagol. Izdatel'stvo SPb Universiteta.1995. 552c.

7. Dzhentile Je. Politicheskie religii. SPb.: Vladimir Dal'. 2021. 398 s.

8. Djurkgejm. Je. Pravila sociologicheskogo metoda. M.: Izdatel'stvo AST, 2021. 384 s.

9. Kissindzher. G. O Kitae. M.: AST. 2014. 640 s.

10. Krasavchenko T. N. Sjuzhet o Krymskoj vojne (1853–1856) v britanskoj kul'ture // Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaja i zarubezhnaja literatura. Ser. 7: Literaturovedenie. 2021. № 2. S. 62–77.

11. Lassujell G.D. Tehnika propagandy v mirovoj vojne. M.: RAN. INION. 2021. 237s.

12. Lippman. U. Obshhestvennoe mnenie. M.: Institut Fonda Obshhestvennoe mnenie. 2004. 205 c.Makovel'skij A.O. Dosokratiki. Pervye grecheskie mysliteli v ih tvorenijah. v svidetel'stvah drevnosti i v svete novejshih issledovanij. T. 1. Kazan' 1914.

13. Marks K., Jengel's F. Soch. T. 10. M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury.1958. 666 s.

14. Mills Ch. Vlastvujushhaja jelita. M.: Izdatel'stvo inostrannoj

15. literatury.1959. 845s.

16. Platon. Polnoe sobranie sochinenij v odnom tome. M.: Al'fa-Kniga. 2020. 1311 s.

17. Sartakov E.V. Publicistika M. P. Pogodina vremen Krymskoj vojny // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 10: Zhurnalistika: nauchnyj zhurnal № 5 / 2015. S. 37–50.

18. Sidorova O. G. Izobrazhenie Krymskoj vojny v anglijskoj literature // Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta (UrFU). Serija 2: Gumanitarnye nauki, № 3 (130) /2014. S. 106–113.

19. Tarle E.V. Sochinenija v 12 tomah. M.: Izdatel'stvo AN SSSR. 1959. T.9. Krymskaja vojna. 635s.

20. Tojnbi A. Postizhenie istorii. M.: Akademicheskij proekt. 2019. 802s.

21. Tolkovaja Biblija, ili Kommentarii na vse knigi Sv. Pisanija Vethogo i Novogo Zaveta: V 7 t. / Pod red. prof. A. P. Lopuhina. Izd. 4-e. Moskva: Dar#, 2009. / T. 5: Prorocheskie knigi. 992 s.

22. Fajdzhes O. Krym. Poslednij krestovyj pohod. M.: Rosebud Publishing. 2021. 704c

23. Fuko M. Rozhdenie biopolitiki. Spb.: Nauka. 2010. 448s.

24. Hajchenko. E. G. Viktorianstvo v zerkale mjuzik-holla. M.: GITIS. 2009. 281 c.

25. Chimarov S.Ju. Marks i Jengel's o Rossii i russkoj armii v Krymskoj vojne 1853–1856 gg. //Upravlencheskoe konsul'tirovanie. № 2.2015. S. 151–157.

26. Jung. K. G. Dusha i mif: shest' arhetipov. Kiev: Port-Royal. 1996. 384 s.

27. Jung K. G. Arhetip i Simvol. Sbornik rabot.M.: Kanon-pljus.2023.336s.

28. Charles Hindley. The life and times of James Catnach (late of Seven Dials), ballad monger. London. Reeves and Turner. 1896. 432 s.

29. Churchill W. The Second World War. V6. Boston: Houghton Mifflin.1985. XXII, 716 c.

30. Figes O. Crimea: The Last Crusade. London: Penguin Books. 2011. xxiii, 575 p.

31. Greenwood J. Unsentimental journeys: or, Byways of the modern Babylon. London: Ward, Lock & Tyler.1867. 232 c.

32. Evans. G. On the Design of Russia. London. John Murray. 1828. 251s.

33. Kissinger, N. The Meaning of History Reflections on Spengler, Toynbee, and Kant. Harvard University. 1951. 388s.

34. The later correspondence of Lord John Russel 1840–1878. Vol II. London. Longmans, Greens and Co.1925. 408 c.

Статья поступила 27.11.2024 г.

The article was received on 27.11.2024.

Тени исторических событий часто становятся паттерном, шаблоном, формирующим коллективное сознание и направляющие общественное мнение. Часто они как платоновские эйдосы1 определяют по умолчанию жизнь последующих поколений; становятся архетипическими осевыми структурами Юнга [25, 26], способными кристаллизировать определенным образом общественное мнение [12]2 . Это хорошо видно на примерах.

Античный мир и его цивилизационный пик — Древний Рим, один из таких исторических первообразов. Идея третьего Рима из письма, написанного монахом старцем Филофеем в XVI в., и опубликованного в 1861 г. в журнале «Православный собеседник» [4], вызвала взрывной отклик российских интеллектуалов в конце XIX в. И сегодня, концепция «Москва — третий Рим», весьма распространена в российском обществе, и известна, возможно, так же как марксистско-троцкистский слоган «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Здесь можно возразить, что широко известны и в первом, и во втором случаях лишь слоганы, очень часто без понимания смыслов и коннотаций. Но даже такое неосознанное знание позволяет после определенной обработки кристаллизировать общественное мнение.

Это и есть скрепы, общее знание (единое публичное инфополе), res pvblica, общее дело, некий общий знаменатель и смотровая площадка на горизонты будущего — все то, что, помимо языка и территории объединяет народ. Или общество, раз уж речь о коллективном сознании — наборе представлений, идей и морально-нравственной парадигме общества в данный период истории народа. Сюда следует добавить дефиницию термина «общественное мнение», как медиа-производную суммы коллективного мышления и коллективного сознания Дюркгейма [8, 23] и коллективного бессознательного Юнга, где под медиа-производной подразумевается работа СМИ, социальных сетей и интернет-сервисов (в основном поисковиков, использующих большие данные, но не только) по формированию этого общественного мнения. Под пропагандой понимаются любые систематические и повторяющиеся, еженедельно или чаще действия, имеющие целью достижение определенного общественного мнения. Марксистские понятия и термины «общественное сознание и классовое сознание» в данной статье не рассматриваются, так как, по мнению автора, марксистская оптика даёт слишком сильные искажения и иллюзии и следует пользоваться ею в случае рассмотрения частных случаев, связанных с коммунизмом/троцкизмом/большевизмом, но стараться избегать в обобщающих рассуждениях и историческом анализе.

Для Цитирования:
Кошмаров Михаил Юрьевич, Пропаганда как социальная практика в Великобритании в период Крымской войны. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: