Статья поступила 27.11.2024 г.
The article was received on 27.11.2024.
Тени исторических событий часто становятся паттерном, шаблоном, формирующим коллективное сознание и направляющие общественное мнение. Часто они как платоновские эйдосы1 определяют по умолчанию жизнь последующих поколений; становятся архетипическими осевыми структурами Юнга [25, 26], способными кристаллизировать определенным образом общественное мнение [12]2 . Это хорошо видно на примерах.
Античный мир и его цивилизационный пик — Древний Рим, один из таких исторических первообразов. Идея третьего Рима из письма, написанного монахом старцем Филофеем в XVI в., и опубликованного в 1861 г. в журнале «Православный собеседник» [4], вызвала взрывной отклик российских интеллектуалов в конце XIX в. И сегодня, концепция «Москва — третий Рим», весьма распространена в российском обществе, и известна, возможно, так же как марксистско-троцкистский слоган «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Здесь можно возразить, что широко известны и в первом, и во втором случаях лишь слоганы, очень часто без понимания смыслов и коннотаций. Но даже такое неосознанное знание позволяет после определенной обработки кристаллизировать общественное мнение.
Это и есть скрепы, общее знание (единое публичное инфополе), res pvblica, общее дело, некий общий знаменатель и смотровая площадка на горизонты будущего — все то, что, помимо языка и территории объединяет народ. Или общество, раз уж речь о коллективном сознании — наборе представлений, идей и морально-нравственной парадигме общества в данный период истории народа. Сюда следует добавить дефиницию термина «общественное мнение», как медиа-производную суммы коллективного мышления и коллективного сознания Дюркгейма [8, 23] и коллективного бессознательного Юнга, где под медиа-производной подразумевается работа СМИ, социальных сетей и интернет-сервисов (в основном поисковиков, использующих большие данные, но не только) по формированию этого общественного мнения. Под пропагандой понимаются любые систематические и повторяющиеся, еженедельно или чаще действия, имеющие целью достижение определенного общественного мнения. Марксистские понятия и термины «общественное сознание и классовое сознание» в данной статье не рассматриваются, так как, по мнению автора, марксистская оптика даёт слишком сильные искажения и иллюзии и следует пользоваться ею в случае рассмотрения частных случаев, связанных с коммунизмом/троцкизмом/большевизмом, но стараться избегать в обобщающих рассуждениях и историческом анализе.