Цель исследования — выверить подход к обоснованию нормативных значений диагностических параметров тракторов, своего рода «пульса» машин, определяющих их «здоровье». Ретроспективный анализ научных работ и нормативно-технической документации, охватывающий период с 1960 г. Установлено, что задача оптимизации нормативных значений для деталей, сопряжений, узлов и агрегатов, определяющих ресурс машин, по-прежнему остается актуальной для инженерных служб АПК, словно неуловимая мелодия, требующая точной настройки. Несмотря на это, ощущается острый дефицит практичных, оперативных рекомендаций, хотя основополагающий подход к обоснованию нормативов, заложенный еще в 1925 г., — технико-экономический, базирующийся на минимизации прямых и косвенных затрат на техническое обслуживание — остается неизменным. Этот подход, разработанный учеными АПК и транспортной отрасли, наиболее ярко представлен в трудах профессора Михлина В. М. Однако предложенное им обоснование величин допускаемых диагностических параметров сельскохозяйственных тракторов, несмотря на научную глубину, отличается абстрактностью, трудоемкостью и недостаточной практической применимостью. В фокусе внимания оказывались лишь постепенные параметрические изменения, в то время как реальные механические отказы оставались за кадром. К тому же влияние допускаемых значений диагностических параметров на надежность и ресурс техники зачастую переоценивалось. В исследовании предложена альтернативная стратегия оптимизации параметров управления техническим обслуживанием, основанная на сопоставлении бухгалтерских затрат на техническое обслуживание конкретного объекта с его стоимостью (нового или отремонтированного). Это позволяет взглянуть на проблему через призму экономической целесообразности.