По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.37:005 DOI:10.33920/sel-10-2509-05

Управление технической эксплуатацией машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве: поиск оптимальных решений

Дунаев А. В. Лаборатория прогнозирования надежности и технической диагностики ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Костомахин М. Н. Лаборатория прогнозирования надежности и технической диагностики ФГБНУ ФНАЦ ВИМ

Цель исследования — выверить подход к обоснованию нормативных значений диагностических параметров тракторов, своего рода «пульса» машин, определяющих их «здоровье». Ретроспективный анализ научных работ и нормативно-технической документации, охватывающий период с 1960 г. Установлено, что задача оптимизации нормативных значений для деталей, сопряжений, узлов и агрегатов, определяющих ресурс машин, по-прежнему остается актуальной для инженерных служб АПК, словно неуловимая мелодия, требующая точной настройки. Несмотря на это, ощущается острый дефицит практичных, оперативных рекомендаций, хотя основополагающий подход к обоснованию нормативов, заложенный еще в 1925 г., — технико-экономический, базирующийся на минимизации прямых и косвенных затрат на техническое обслуживание — остается неизменным. Этот подход, разработанный учеными АПК и транспортной отрасли, наиболее ярко представлен в трудах профессора Михлина В. М. Однако предложенное им обоснование величин допускаемых диагностических параметров сельскохозяйственных тракторов, несмотря на научную глубину, отличается абстрактностью, трудоемкостью и недостаточной практической применимостью. В фокусе внимания оказывались лишь постепенные параметрические изменения, в то время как реальные механические отказы оставались за кадром. К тому же влияние допускаемых значений диагностических параметров на надежность и ресурс техники зачастую переоценивалось. В исследовании предложена альтернативная стратегия оптимизации параметров управления техническим обслуживанием, основанная на сопоставлении бухгалтерских затрат на техническое обслуживание конкретного объекта с его стоимостью (нового или отремонтированного). Это позволяет взглянуть на проблему через призму экономической целесообразности.

Литература:

1. ГОСТ 20759-90 Дизели тепловозов. Техническое диагностирование и прогнозирование остаточного ресурса методом спектрального анализа масла. — М.: ИПК Изд-во стандартов, 1991. — 24 с. 2. Денисов В. А., Соломашкин А. А. Обеспечение безотказной работы деталей машин с использованием новой системы переменных допусков // Инженерные технологии и системы. — 2020. — Т. 30. — № 1. — С. 76–91.

3. Дорохов А. С., Денисов А. В., Соломашкин А. А., Герасимов В. С. Стратегии технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин // Технический сервис машин. — 2020. — № 3 (140). — С. 38–48.

4. Дунаев А. В., Соловьев С. А. Исследование диагностических параметров, разработка методов и средств их контроля для совершенствования диагностирования и технического обслуживания МТП АПК. — М.: ГОСНИТИ, 2014. — 360 с.

5. Дунаев А. В. Нетрадиционная триботехника. Некоторые итоги развития в России: Монография // Lambert Academic Publishing. — 2018. — 217 с.

6. Игнатьев Г. С. Пpиpемонтнoe диагностирование и необезличивание составных частей агрегатов с.-х. тexники: дис. … д-ра техн. наук. — Челябинск, 1989.

7. Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве. — М.: ГОСНИТИ, 1985. — 144 с.

8. Михлин В. М. Управление надежностью сельскохозяйственной техники. — М.: Колос, 1984.— 336 с.

9. Рекомендации по постановке машин на ремонт по результатам диагностирования. — М.: ГОСНИТИ, 1979. — 37 с.

10. Рабинович А. Ш., Шаровский A. A. Технико-экономические критерии и оптимизация ресурсов машин // Надежность и контроль качества. — 1977. — № 7. — С. 24–25.

11. РТМ 10.16.0001.008-89. Предельные и допускаемые параметры дизелей, их деталей и сопряжений. — М.: ГОСНИТИ, 1989. — 100 с.

12. ТУ 303-10.0064-92. Методы определения допускаемого отклонения параметра технического состояния и прогнозирования остаточного ресурса составных частей агрегатов машин. — М.: ИПК Изд-во стандартов, 1992. — 17 с.

13. Ушанов В. А. Практическое использование результатов оптимизации параметров системы ТОР для повышения эффективности эксплуатации машин // Труды КрасГАУ. — Красноярск, 1995.— С. 5–6.

14. Ушанов В. А. Исследование и оптимизация параметров системы ТО и ремонта машин и их использования при прогнозировании технических услуг в АПК Восточной Сибири: дис. … д-ра техн. наук. — Красноярск, 1999.

15. Черноиванов В. И., Денисов В. А., Соломашкин А. А. Способ определения остаточного ресурса деталей машин // Технический сервис машин. — 2020. — № 1. — С. 50–57.

16. Семейкин В. А., Дорохов А. С. Теоретические предпосылки организации процесса входного контроля качества машиностроительной продукции // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». — 2007. — № 2 (22). — С. 92–94. EDN VYGHJB.

17. Семейкин В. А., Дорохов А. С. Экономическая эффективность входного контроля качества сельскохозяйственной техники // Вестник Московского государственного агроинженерного университета имени В. П. Горячкина. — 2009. — № 7 (38). — С. 15–17. EDN KVCLAZ.

18. Дорохов А. С., Скороходов Д. М. Контроль геометрических и физикомеханических параметров запасных частей сельскохозяйственной техники с использованием автоматизированной измерительной установки // Труды ГОСНИТИ. — 2016. — Т. 122. — С. 59–62. EDN TLHGAI.

Машинно-тракторный парк АПК многих стран включает до сотен тысяч тракторов, десятки тысяч комбайнов, сотни тысяч иных машин и орудий. Так, в АПК РФ, по официальным данным МСХ, имеется около 450 тыс. тракторов, более 70 тыс. зерноуборочных комбайнов при обеспеченности их в АПК на 35–60 %. Но заметную их долю составляют машины со сроком службы более 10 лет. Аналогично положение и в других подразделениях АПК. Списание техники АПК в РФ превосходило ее обновление. МТП АПК РФ ослаблен количественно и качественно. Поэтому коэффициент технической готовности МТП к выходу на поля составляет 82–85 при 95–97 % в 1980-е гг., а наработка агрегатов на отказ уменьшилась более чем в 2 раза. Увеличены затраты на ремонт МТП, составляющие не менее 50 млрд руб. в год, ежегодно ремонтируется 50–55 % тракторов. Перед владельцами техники стоит задача сохранения МТП и его бережного использования. Это требует четкой работы инженерной службы АПК.

Согласно [7] и ГОСТ 20793, в планово-предупредительной системе технической эксплуатации тракторов рекомендуется комплекс плановых ТО-1, ТО-2, ТО-3 и ТО-3 перед исчерпанием эксплуатационного ресурса с определением остаточного ресурса их агрегатов. Для современных машин периодичность ТО включает 50, 100, 250, 500, 1000 и 2000 мото-ч. В стандартной НТД РФ предусмотрены текущие и капитальные ремонты тракторов, текущие ремонты остального парка. При плановых ТО всех машин обязательны очистительные, смазочно-заправочные и простые регулировочные работы. А сложные регулировки и ремонт рекомендуется проводить только по потребности по результатам диагностирования [7].

Однако в реальности порядок ТО тракторов часто нарушается, его совмещают с текущим ремонтом, особенно при устранении отказов, а ремонты административно проводят в осенне-зимний период. Должное диагностирование машин проводится редко, а дилерский сервис современных машин содержит периодичность и номенклатуру сервисных работ на основе данных бортовых систем их контроля. Конечно, участившиеся реальные отказы старой техники с ее остановкой вынуждают устранять отказы вне плана. Но и в 1980-е гг. диагносты АПК СССР в основном работали на выявление и устранение внезапных, непрогнозируемых отказов, а также по несложному текущему ремонту машин с заменой форсунок, ремней и другого из состава диагностических комплектов.

Для Цитирования:
Дунаев А. В., Костомахин М. Н., Управление технической эксплуатацией машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве: поиск оптимальных решений. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: