Машинно-тракторный парк АПК многих стран включает до сотен тысяч тракторов, десятки тысяч комбайнов, сотни тысяч иных машин и орудий. Так, в АПК РФ, по официальным данным МСХ, имеется около 450 тыс. тракторов, более 70 тыс. зерноуборочных комбайнов при обеспеченности их в АПК на 35–60 %. Но заметную их долю составляют машины со сроком службы более 10 лет. Аналогично положение и в других подразделениях АПК. Списание техники АПК в РФ превосходило ее обновление. МТП АПК РФ ослаблен количественно и качественно. Поэтому коэффициент технической готовности МТП к выходу на поля составляет 82–85 при 95–97 % в 1980-е гг., а наработка агрегатов на отказ уменьшилась более чем в 2 раза. Увеличены затраты на ремонт МТП, составляющие не менее 50 млрд руб. в год, ежегодно ремонтируется 50–55 % тракторов. Перед владельцами техники стоит задача сохранения МТП и его бережного использования. Это требует четкой работы инженерной службы АПК.
Согласно [7] и ГОСТ 20793, в планово-предупредительной системе технической эксплуатации тракторов рекомендуется комплекс плановых ТО-1, ТО-2, ТО-3 и ТО-3 перед исчерпанием эксплуатационного ресурса с определением остаточного ресурса их агрегатов. Для современных машин периодичность ТО включает 50, 100, 250, 500, 1000 и 2000 мото-ч. В стандартной НТД РФ предусмотрены текущие и капитальные ремонты тракторов, текущие ремонты остального парка. При плановых ТО всех машин обязательны очистительные, смазочно-заправочные и простые регулировочные работы. А сложные регулировки и ремонт рекомендуется проводить только по потребности по результатам диагностирования [7].
Однако в реальности порядок ТО тракторов часто нарушается, его совмещают с текущим ремонтом, особенно при устранении отказов, а ремонты административно проводят в осенне-зимний период. Должное диагностирование машин проводится редко, а дилерский сервис современных машин содержит периодичность и номенклатуру сервисных работ на основе данных бортовых систем их контроля. Конечно, участившиеся реальные отказы старой техники с ее остановкой вынуждают устранять отказы вне плана. Но и в 1980-е гг. диагносты АПК СССР в основном работали на выявление и устранение внезапных, непрогнозируемых отказов, а также по несложному текущему ремонту машин с заменой форсунок, ремней и другого из состава диагностических комплектов.