Необходимость уменьшения расхода топлив в ДВС обусловлена постоянным ростом их стоимости, занимающих в себестоимости с.-х. продукции до 20 %. Для этого совершенствуются топливные системы ДВС, а с довоенных времен применяют магнитную и электромагнитную, электростатическую и кавитационную обработку топлив, гомогенизацию водо-мазутных смесей. Но наибольшую эффективность в снижении расхода топлив обеспечивает механохимический и кавитационный активатор моторных топлив проф. Воробьева Ю. В. по патенту РФ № 2411074. Судя по рекламе, такую же эффективность может обеспечивать и простейший топливный кавитатор-штуцер по патенту РФ № 2435649. В связи с такой эффективностью этих устройств целью настоящей работы явилась попытка выяснить особенности активатора проф. Воробьева Ю. В., обусловливающие им глубокую и эффективную модификацию моторных топлив и существенное уменьшение их расхода в ДВС, а также меры для его стабильной работы в эксплуатации на разных ДВС. Использованы схемы устройств активаторов и их описания по патентам РФ № 2411074, 2550203, 2592801, а также результаты их испытаний на двигателях КамАЗ-740, ЗМЗ-406, ЯМЗ-236, УМЗ-412 с дизельным топливом, бензинами и водо-топливной эмульсией, проведенных в ВУНЦ ВВА ВВС в 2010–2019 гг. Анализ вариаций активатора показал, что глубокая модификация с облегчением фракционного состава и физико-химических свойств моторных топлив, рапсового масла, алкогольных напитков и природных вод происходит вначале встречным винтообразным вихревым перемешиванием, далее — продавливанием через микроканалы, кавитацией, а окончательно — продавливанием через микрощели. Эффективность активаторов с 2010 г. подтверждена и эксплуатационными испытаниями на десятке легковых автомобилей, химмотологией активированных топлив, более чем 150 хроматограммами топлив, рапсового масла, алкоголя и природных вод, всесторонними отечественными и зарубежными сравнительными испытаниями десятков марок топлив. Подтверждены необратимость и усиление модификации дизельного топлива через год хранения, выявлено влияние его активированных доз на товарное снижение температуры замерзания активированного дизельного топлива к –45 °С, а дымности ОГ дизеля КамАЗ-740 — на 8,7 %. В активированном алкоголе значительно снижается содержание сивушных масел, а водах — солей. Глубокая и необратимая модификация топлив активатором со снижением их расхода в ДВС на 20–31,9% может быть только при обеспечении таких конструктивных и эксплуатационных требований, как, например, оптимальные размеры камер, диаметров микроканалов, ширина щелей и толщина пластин смесителя при антиэрозионном материале корпуса. Все же активатор требует ресурсных и полнонагрузочных испытаний.