Современное сельское хозяйство нуждается в технической модернизации, включая применение малогабаритных машин, способных работать в условиях малых фермерских хозяйств. Малогабаритные транспортно-технологические средства — мини-тракторы и роботизированные платформы — позволяют механизировать трудоемкие операции на фермах малого и среднего размера.
Метод исследования — анализ научно-технической литературы, патентов, справочников, методических пособий, рекламной информации производителей.
Цель исследования — проанализировать современные малогабаритные транспортно-технологические средства сельскохозяйственного назначения и их инновационные конструктивные решения.
Система тяговых классов, принятая для тракторной техники в соответствии с ГОСТ 27021-86, не определяет специфического тягового класса для малогабаритных энергосредств, однако для мотоблоков используют обозначения тягового класса 0,2 с диапазоном номинальных тяговых усилий от 1,8 до 5,4 кН.
Отечественные производители мотоблоков в основном занимаются производством рамных конструкций и трансмиссии, на которую устанавливают силовые агрегаты иностранного производства (китайского, японского или американского) (рис. 1).
Отличительной особенностью европейских конструкций является использование шестеренчатых редукторов и коробок передач, валов отбора мощности, а также высокое качество центровки и балансировки навесного оборудования. Пример европейской модели — Caiman 330 (Италия) весом более 100 кг, оснащенный бензиновым двигателем Subaru EX 27 мощностью 6.6 кВт (рис. 2а).
Китайские мотоблоки тяжелого класса имеют массу 200–300 кг и оснащаются дизельными силовыми установками. Примером азиатского мотоблока является Garden Scout GS101 DE весом более 270 кг с двигателем R190ANE мощностью до 8,1 кВт (рис. 2б).
Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 28523-90, к малогабаритным тракторам относятся как одноосные тракторы (мотоблоки), так и двухосные колесные тракторы малого тягового класса.