Информация о надежности эксплуатируемой техники необходима для решения целого ряда задач, связанных главным образом с рациональной технической эксплуатацией и повышением качества технического обслуживания и ремонта машин [10].
Основные эксплуатационные свойства машины с необходимыми параметрами представлены на рисунке 16.
Количественные показатели надежности определяются в результате расчетов, они проводятся при проектировании, на заключительном этапе испытаний и при анализе результатов эксплуатации. Расчеты принято делить на две группы: к первой относятся расчеты основанные на анализе структуры изделия и заданных условий работы, их принято называть расчетно-аналитическими; ко второй — расчеты, связанные с обработкой результатов эксперимента, они называются расчетно-экспериментальными, или обработкой опытных данных.
Сбор и обработка опытных данных для определения основных показателей надежности (безотказности и долговечности) с.-х. машин/групп одноименных деталей осуществляются несколькими способами [19]:
- проведение ускоренных износных испытаний машин/групп одноименных деталей (например, на МИС и пр.), при которых искусственно изменяются (ухудшаются) условия испытуемой партии;
- наблюдения в рядовой эксплуатации;
- наблюдения при разовом обследовании сельскохозяйственных машин.
В свою очередь, сбор статистических данных по надежности из рядовой эксплуатации осуществляется следующим образом:
- анализ дефектных ведомостей и журналов учета запасных частей ремонтного фонда предприятий, эксплуатирующих технику;
- мониторинг ресурсных параметров технического состояния в рядовой эксплуатации на определенных режимах работы машины, реализуемый при известных предельных и допускаемых отклонениях контролируемых ресурсных параметров, характеризующих износ деталей и соединений.
Так как изменение значения параметра до его предельного значения будет характеризовать отказ, то контроль значения параметра сводится к определению момента времени (наработки) достижения параметром его предельной величины. Например, ресурсные параметры, необходимые для оценки трактора: компрессия по цилиндрам, расход и амплитуда пульсации давления картерных газов, максимальное давление впрыскивания топлива, давление масла в главной масляной магистрали и т. д. После измерения значений контролируемых параметров производится расчет локальных показателей надежности групп одноименных деталей машин.