Данная статья рассматривает современное медиапространство музея как интегрированную культурную форму, возникающую в контексте цифрового развития общества. В материале проанализированы структура и функции медиапространства музея, выделены его ключевые характеристики, представлены принципы проектирования современного музея. Особое внимание уделяется определению медиапространства и виртуального музея, а также процессам оптимизации медиапространства современного музея.
Помимо реального и виртуального пространства, существует третий тип, который можно назвать гибридным пространством. Гибридное пространство использует мощь информации для усиления физического пространства вокруг нас с помощью технологий, таких как дополненная реальность, виртуальная реальность и расширенная виртуальность. В данной статье рассматривается роль технологии и соображения о содержании музея в гибридном пространстве.
Статья рассматривает вопросы внедрения и применения искусственного интеллекта в музеях с целью улучшения посетительского опыта и оптимизации управления коллекциями. Представлена ретроспектива использования технологий искусственного интеллекта в российской и международной музейной практике, представлены различные аспекты использования ИИ, распознавание объектов искусства, автоматизация аналитики посещений и сохранение цифровых архивов. Статья представляет обзор современных тенденций, технологий и преимуществ применения искусственного интеллекта в музейном деле.
В статье рассматривается схема организации дневного освещения выставочного зала музейной скульптуры в соответствии с требованиями к дневному освещению этой категории музейных экспонатов. Пространство анализируется при трех условиях организации дневного освещения (плоские фонари, плоские фонари с боковыми окнами и плоские фонари с высокими боковыми окнами), параметры освещения оптимизируются на основе схемы и компонентов дневного освещения. Обнаружено, что комбинация плоских фонарей и высоких боковых окон обеспечивает наилучший коэффициент дневного освещения (DF) и однородность дневного освещения (UD) выставки скульптур, а также наименьшую ослепленность окон.
Статья рассматривает современные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются проекты реконструкции музеев в исторических городских средах. Она обсуждает необходимость сохранения аутентичности исторической архитектуры, обеспечения доступности для посетителей с ограниченными возможностями, консервации и экспозиции исторических артефактов, а также интеграции современных технологий и мультимедийных элементов. Статья подчеркивает важность баланса между сохранением культурного наследия и удовлетворением потребностей современного общества.
Что такое музей? Существует ли он для получения прибыли или нет? Открыт ли он для публики или преданно служит интересам культурной элиты? Служат ли музеи обществу или нацелены на социальную справедливость? Образуют ли они свою аудиторию или расширяют понимание мира? Сохраняют ли музеи память или охраняют материальное и духовное наследие человечества? Каковы их основные функции и характеристики в XXI веке? Ответы на все эти вопросы пытается дать ИКОМ — Международный совет музеев.
Основные факторы, влияющие на популярность музеев, объясняются социальными, художественными и культурными трендами. Особое внимание уделяется уникальным архитектурным конструкциям и экстравагантному внешнему виду современных музейных зданий, которые становятся не менее значимыми, чем сами экспозиции. Представлены примеры наиболее необычных музеев в мире, демонстрирующих тенденции современного музейного проектирования и архитектуры.
В статье представлена взаимосвязь между традициями и инновациями в создании архитектурных форм музейных комплексов. Она рассматривает исторический контекст интеграции традиций и инноваций, а также их роль в современной музейной практике. Статья приводит примеры успешной интеграции традиционных и современных архитектурных концепций в музейной архитектуре, а также выделяет вызовы и перспективы этого процесса.
Осенью 2020 года в Дербентском музее-заповеднике был найден удивительный предмет, происхождение которого позволило связать между собой целые исторические этапы развития города. Деревянная дощечка с надписью на бронзе была обнаружена в отделе музея-заповедника «Ковра и декоративно-прикладного искусства», экспозиция которого расположена в здании Армянской церкви 1860 года постройки и являющегося объектом культурного наследия федерального значения.