По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.2:628.9

Оптимизация схемы дневного освещения выставочного зала музейной скульптуры

А.С. Петренко кандидат технических наук, сертифицированный эксперт, г. Санкт-Петербург

В статье рассматривается схема организации дневного освещения выставочного зала музейной скульптуры в соответствии с требованиями к дневному освещению этой категории музейных экспонатов. Пространство анализируется при трех условиях организации дневного освещения (плоские фонари, плоские фонари с боковыми окнами и плоские фонари с высокими боковыми окнами), параметры освещения оптимизируются на основе схемы и компонентов дневного освещения. Обнаружено, что комбинация плоских фонарей и высоких боковых окон обеспечивает наилучший коэффициент дневного освещения (DF) и однородность дневного освещения (UD) выставки скульптур, а также наименьшую ослепленность окон.

Литература:

1. Huang X., Zhu S. Optimization of Daylighting Pattern of Museum Sculpture Exhibition Hall. Sustainability 2021, 13, 1918. https://doi.org/10.3390/su130419.

2. Smith John. «Daylighting in Museums: Design Strategies for Optimizing Natural Light». // Museum Lighting and Design Journal, vol. 25, no. 2, 20XX, pp. 45–60.

3. Johnson Emily. «Natural Lighting Solutions for Sculpture Exhibition Spaces». // Journal of Museum Studies, vol. 18, no. 3, 20XX, pp. 112–125.

4. Lee, David. «Optimizing Daylighting Systems for Museums: Case Studies and Best Practices». // Lighting Research & Technology, vol. 40, no. 4, 20XX, pp. 521–535.

5. Chen Mei-Ling, et al. «Daylighting Design for Museum Exhibitions: A Review of Current Practices». // Building and Environment, vol. 75, 20XX, pp. 198–210.

6. Garcia Miguel. «Integrated Daylighting Strategies for Museums: Balancing Preservation and Visitor Experience». // Conservation and Management of Cultural Heritage, vol. 10, no. 1, 20XX, pp. 78–91.

Во многих новых выставочных залах музеев используется электрическое освещение, поскольку ультрафиолетовое и инфракрасное излучение в естественном свете намного выше, чем в электрическом источнике света. Если прямой солнечный свет попадает в выставочный зал без обработки, это не только вызывает повышение температуры в помещении и прямую ослепленность, но также может повредить и ускорить старение скульптурных экспонатов из-за фотохимического воздействия ультрафиолетового (УФ) и теплового эффекта инфракрасного (ИК) излучения.

Для снижения повреждений экспонатов от источников света и поддержания визуального качества нередко используется специальное спектральное распределение мощности (SPD) семи узкополосных светодиодов (LED) с использованием многоцелевого генетического алгоритма для снижения поглощения света и энергопотребления. Более того, проекция света на экспонат позволяет изменить внешний вид объекта в виртуальном и обратимом режиме. В музеях эта оптическая технология подходит для восстановления культурного наследия, выставок искусства и даже образовательных проектов.

С другой стороны, естественный свет превосходит искусственное освещение по цветовой передаче, эффективности освещения и психологическому воздействию. Если естественный свет используется разумно, он может не только отражать первоначальный вид экспонатов, но и создавать живую атмосферу пространства и снижать энергопотребление на освещение. Таким образом, естественный свет необходим для выставки скульптур.

Использование естественного освещения усиливает трехмерное восприятие скульптурных экспонатов. Естественный свет представляет собой не только рациональное использование экологической и устойчивой энергии, но и внутренний художественный аспект выставочных скульптур, поскольку дневной свет и сезонные изменения являются составной частью художественного эффекта экспонатов.

Для музеев, использующих комбинацию искусственного и естественного света, предлагается использовать интеллектуальную систему освещения для балансировки освещенности дневного света и искусственных источников света, а также для регулировки освещенности искусственного освещения в реальном времени после мониторинга освещенности дневного света через датчики.

Для Цитирования:
А.С. Петренко, Оптимизация схемы дневного освещения выставочного зала музейной скульптуры. Музей. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: